АППЕРЦЕПЦИЯ

— зависимость каждого акта восприятия от предшествующего накопленного конкретным субъектом жизненного опыта или/и от априорных условий самой возможности его осуществления (см. трансцендентальная апперцепция, идеогенез).

Априорное знание — знание, полученное не в результате опытного, эмпирического исследования предмета, а до него и независимо от такого исследования и вообще от содержания объективной действительности. Например, многие философы и ученые считают примером априорного знания математическое и логическое знание, особенно в его современной интерпретации. Прежде всего потому, что математику и логику — в отличие от естественных и социальных наук — можно рассматривать как аналитическое знание. Хотя, как известно, Кант, интуиционисты и конструктивисты интерпретируют логическое и особенно математическое знание как синтетическое априорное знание. Более неоднозначно в философии решается вопрос о возможности и допустимости априорного знания в естествознании. Здесь наиболее уместным считается говорить о существовании относительно априорного знания. Например, по отношению к новым эмпирическим и теоретическим исследованиям все прежнее научное знание является априорным, так как не только получено до и независимо от новых исследований, но и во многом направляет их. Наиболее трудным вопросом является то, возможно ли и существует ли абсолютное, предшествующее всякому возможному опыту, априорное знание. Но и среди тех, кто признает существование абсолютного априорного знания, существуют серьезные разногласия о природе такого знания («врожденное знание» Платона, наиболее простые и очевидные формы созерцания и категории рассудка Канта, Абсолютная саморазвивающая себя Идея Гегеля и др.). Поиск абсолютного, но при этом минимального по содержанию априорного знания представляется вполне правомерным, если исходить из того, что бесструктурного сознания и мышления не может быть по определению. В полной мере это относится и к чувственному, и к эмпирическому сознанию и познанию. (См. апостериорное знание, сознание, знание).

Просмотров: 789
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
  • АПОСТЕРИОРНОЕ ЗНАНИЕ
  • ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ
  • ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЗНАНИЕ ВРОЖДЕННОЕ
  • ЗНАНИЕ НАУЧНОЕ
  • ЗНАНИЕ СЕБЯ
  • Знание
  • Знание
  • Знание
  • Знание
  • Знание
  • Знание научное
  • Знание о
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
  • Научное знание
  • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь