Стратификация социальная

— термин, который в социологии означает: 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система С. с. представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта — ранговый слой в рамках иерархической системы С. с, социальных статусных позиций и ролей. Для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, существуют принципиальные различия между кастовой и сословной «закрытыми» системами С. с. и современным классовым «открытым» ббществом; между социальными характеристиками, которые определяют неравенство в этих стратификационных системах, способами, которыми это неравенство утверждается и поддерживается (см. Каста, Сословие, Класс). С. с. по-разному понимается в различных теоретических рис-темах. Существует три классических направления стратификационных теорий: марксизм, функционализм и веберианство. Марксизм сводит проблему С. с. к различиям между классами (см. Класс). Главный тип стратификации, согласно марксизму, — это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. Поэтому марксистская теория стратификации подвергалась критике прежде всего за экономический редукционизм и одномерность. Функционалистские теории связывают С, с. с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе, причем подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение С. с. для общества. Вся функционалистская стратификационная схема выглядит как длинная непрерывная статусная шкала, которая складывается из множества профессиональных групп. На этой шкале нет разрывов, нет четкого деления на классы, нет классовой борьбы, как нет и ее предпосылок. «Классы» в этой концепции — это статуснопрестижные группы. Функционалистская теория стратификации подвергалась кри-тике по разным направлениям. Ее главными недостатками считается отсутствие внимания к власти, богатству и собственности как основаниям стратификации; преувеличение индивидуально-достижительского характера неравенства и недооценка фактора наследования статусной позиции; игнорирование борьбы, которую ведут между собой различные классы и страты за власть, престиж и материальные ценности. Фактически функционалистская теория стратификации, доминировавшая в 50—60-е гг. XX в., отражала специфическую ситуацию в США, где никогда не существовало и не существует ни идеологии рабочего класса, ни его политического движения, а социальная иерархия большинством американцев понимается как система свободно организованных статусных групп, членство в которых зависит от индивидуальных способностей. Большинство американских социологов также считают, что американское общество не может рассматриваться с точки зрения классового типа стратификации, характерного для других индустриальных стран. Альтернативная и марксизму и функционализму модель С. с, получившая широкое распространение с 70-х гг., носит название веберианской, поскольку основывается на идеях М. Вебера. Вебер предложил плюралистический йодход к анализу С. с. По Веберу, возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, несводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер выделяет три такие структуры: экономическую, социокультурную и политическую; соответственно, социальные группы, выделяющиеся в этих иерархических структурах, он определяет понятиями «класс», «статус» и «партия». Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Таким образом, у Вебера и его последователей, в отличие от экономической классовой стратификации марксизма и длинной непрерывной шкалы социально-профессиональных позиций функционализма, появляется множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции. В современной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. В нем учитываются и такие факторы, как тендер, возраст, этнос и т. д., связанное с которыми неравенство несводимо к другим типам социального неравенства, к примеру — классовому. Специфические подходы к изучению С. с. выработала эмпирическая социология. Наряду с объективным подходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходов и т. п., она использует субъективный подход — «репутационный метод», основанный на субъективных оценках положения различных социальных групп, и «метод классовой идентификации», когда респондент располагает себя на условной статусной шкале. Обычно в эмпирической социологии используется классовая стратификационная шкала (5—7 баллов). Здесь класс употребляется как описательная категория, обозначающая различные ранговые позиции, занимаемые определенными людьми (группами) на иерархических шкалах. Каждый из этих методов дает определенные «смещения» общей картины, но в совокупности они поз$оляют достаточно точно описать систему С. с. Исследование С. с. методом самооценки в 17 странах Европы и Северной Америки и в России позволяет сравнить «среднеарифметическую» структуру этих стран и нашей страны: низший класс — 10,1 % (18,0 % в России), нижний средний класс — 23,5 (30,4), средний — 58,9 (48,8), высший средний — 7,5 (2,8). Очевидно, что Россия заметно отличается от других стран доминированием низкостатусных стратификационных слоев, где от 60 % и более приходится на долю среднего класса (см. Средний класс). По объективным критериям, на долю среднего класса в России приходится 10—15 %.

Просмотров: 1106
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
  • Высота стратификации
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС СРЕДНИЙ
  • КЛАСС СРЕДНИЙ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
  • МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
  • НОВЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС
  • Новый средний класс
  • Профиль стратификации
  • Профиль стратификации (неравенства)
  • РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ(Е) КЛАСС(Ы)
  • Средний класс
  • Средний класс
  • Средний класс
  • Средний класс
  • Средний класс
  • Средний класс
  • Средний класс
  • Старый средний класс
  • ТЕОРИИ СТРАТИФИКАЦИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ(ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь