Жестокое обращение

– умышленное действие или бездействие, влекущее за собой травму, повреждение или смерть человека. Внимание в основном привлекают случаи жестокого обращения с детьми, а в последнее время и с пожилыми людьми, людьми, страдающими психическими расстройствами или задержками психического развития. Жестокое обращение супругов друг с другом обычно называют «домашним насилием».

О жестоком обращении можно говорить, если налицо определенные характеристики окружающей среды: например, когда ребенок проживает в условиях крайней бедности или он окружен атмосферой насилия. Вместе с тем под жестоким обращением в большинстве развитых стран подразумевают умышленное действие со стороны индивида, семьи или иной группы либо действие, которое индивиду, семье или иной группе не удается предотвратить. Таким образом, ответственность возлагается и на индивида, хотя учитываются смягчающие обстоятельства, приведшие к ситуации жестокого обращения. Хотя в большинстве случаев различают физическое, эмоциональное и сексуальное жестокое обращение, разные его формы могут сочетаться. Физическое насилие часто сопровождается эмоциональным жестоким обращением; сексуальное насилие обычно включает в себя эмоциональное жестокое обращение; последнее, в свою очередь, встречается независимо от первых двух форм. Социальные службы и общественное сознание первоначально выделяли только физическое насилие и в течение нескольких десятилетий обращали внимание только на данную форму жестокого обращения. Сравнительно недавно «обнаружилось» сексуальное использование детей в семьях или их унижение, за последние двадцать лет получившее широкий общественный резонанс. И тем не менее до сих пор сохраняется такая тенденция: если эмоциональное жестокое обращение не сопровождается иным насилием, оно часто остается незамеченным.

Определения жестокого обращения включают в себя нравственные категории, поэтому, как правило, звучат слишком общо. Если говорить о физическом насилии, например, какие телесные наказания ребенка можно считать жестоким обращением? Что касается небрежного обращения (пренебрежения или бездействия), то в какой степени должно быть нарушено развитие ребенка, чтобы ситуация стала угрожающей и потребовала вмешательства? В некоторых культурах к детям относятся чересчур снисходительно, например в Турции, где эмоционально жестоким обращением считают принуждение маленького ребенка спать одного, в то время как представители других народов с малых лет находятся под сильным эмоциональным контролем. Сексуальное использование, насилие или растление часто определяют как вовлечение более зрелым индивидом зависимого и незрелого в сексуальные действия, смысл которых жертва, возможно, не вполне понимает и не может дать на них информированного согласия. Интерпретация таких понятий, как «понимание» и «информированное согласие» – вопрос неоднозначный: например, в одних обществах брачный возраст составляет всего 12, а в других – 18 лет.

При диагностике факта насилия или жестокого обращения, что входит в компетенцию социального работника, можно придерживаться медицинского подхода, оценивая травмы или ущерб, которые невозможно объяснить естественными событиями или несчастными случаями. С другой стороны, можно сделать акцент на обстоятельствах, при которых требуется уход за ребенком и, следовательно, его содержание вне семьи, что всегда непросто и травматично. Некоторые авторы, разрабатывая общие диагностические критерии для принятия решения об отделении ребенка от опасных для него родителей, пытаются описать различия между оптимальным (т. е. каким оно должно быть) и действительным развитием детей, в том числе стремятся сформулировать общие, по их мнению, потребности всех детей, а затем выявить, что мешает удовлетворению этих потребностей у конкретного ребенка. В результате многочисленных усилий удалось сформировать общие представления о жестоком обращении, применимые к большинству детей в большинстве ситуаций. Тем не менее бывают случаи, когда принятые показатели не адекватны данному конкретному случаю.

Поиск факторов, обусловливающих жестокое обращение, ведется давно, но пока безрезультатно. Исследователи сосредоточили внимание как на собственно факторах риска (влияние среды, дисфункциональность семьи, особенности родителей и самих детей), так и предрасполагающих факторах. До настоящего времени не найдено надежных способов предсказания жестокого обращения, но уже очевидно, что нищета, долги, плохие жилищные условия, несформированные родительские навыки, плохие отношения между супругами, особые потребности ребенка в уходе (например, инвалидность) повышают вероятность жестокого обращения с ребенком. К счастью, и в неблагоприятных условиях жестоко обращаются с детьми далеко не все родители.

Все формы жестокого обращения обнаруживаются во всех социальных классах и всех обществах, где бы ни проводились исследования. Сведения о частоте физического и сексуального жестокого обращения противоречивы и базируются на текущей статистике случаев явного жестокого обращения, а также воспоминаниях взрослых участников исследований об их прошлом опыте. Первый источник не учитывает случаев, которые не получили широкой огласки, а второй – мнения тех, кто не дал согласия отвечать на вопросы исследователей. Это серьезно искажает информацию. (См. также ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ, ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.)

Просмотров: 1848
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
  • ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
  • ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ
  • Жестокое обращение в семье
  • Жестокое обращение с детьми
  • Жестокое обращение с детьми
  • Жестокое обращение с детьми
  • Жестокое обращение с ребенком
  • Жестокое обращение с ребенком
  • Жестокое отношение
  • Жестокое отношение к детям
  • ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
  • ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ РОДОВ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОБРАЩЕНИЯ, ПЕРЕМЕННАЯ
  • ОБРАЩЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Обращения суждения правила
  • Ответственность детей за родителей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРОВОКАЦИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
  • Провокация жестокого обращения
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
  • ЯЗЫК ОБРАЩЕНИЯ
  • Язык обращения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь