Проблемо-центрированная работа

(task-centred work) – конкретный подход к социальной работе с акцентом на решении проблем, которые клиент считает для себя важными, за счет решения серии мелких задач.

Проблемо-центрированная работа является одним из небольшого числа подходов, разработанных самими социальными работниками. Она зародилась в США в 1960-х гг. в ответ на критические замечания в адрес длительной индивидуальной работы с клиентами, отнимавшей много времени и к тому же не всегда эффективной. Данный подход основывается на трех ключевых принципах: во-первых, социальный работник совместно с клиентом выделяют наиболее важные для последнего проблемы;

во-вторых, эти проблемы разрешаются в процессе решения серии мелких задач и, в-третьих, работа является краткосрочной и обычно не превышает трех месяцев.

Проблемо-центрированный подход включает ряд этапов. Первый этап – это выбор проблемы. Социальный работник обсуждает с клиентом все имеющиеся проблемы и выбирает из них 2-3 наиболее важные. Эти проблемы формулируют и записывают в понятных клиенту выражениях, максимально их детализируя. Например, такая проблема, как «социальная изоляция Марии», звучит непонятно и неопределенно; лучше сформулировать это так: «Мария не имеет возможности общаться с людьми в течение недели, поскольку ей приходится ухаживать за двумя полуторагодовалыми дочерьми-близнецами. У Марии нет машины, а автобус ходит слишком редко». Специалистам предлагается ответить на вопросы: кто, что, где, когда и почему. Задача социального работника – облегчить процесс выбора проблем, не навязывая при этом своего мнения относительно важности той или иной проблемы. Существует одно исключение из этого правила: работник имеет право настаивать, если нужно защитить права ребенка; данная проблема должна быть разрешена независимо от того, насколько важной считает ее сам клиент. Если социальный работник не в состоянии убедить клиента в том, что та или иная привычка, например уходить из дома по вечерам, оставляя маленького ребенка без присмотра, – важная и безотлагательная проблема, требующая своего разрешения, тогда проблемо-центрированный подход в данном случае неприменим. На практике подобное случается редко.

Следующий этап – постановка цели, иначе говоря, переход от того, что не устраивает, к тому, чего хотелось бы достичь. Цель – это способ разрешения конкретной проблемы.

Цели должны быть реалистичными и достижимыми в короткие сроки. Постановка целей предполагает переговоры между работником и клиентом, достижение соглашения о желательности и достижимости данной цели. Если социальный работник считает, что та или иная поставленная клиентом цель нереалистична, это следует записать и обосновать. Как и в случае проблем, цели формулируются словами клиента, с максимальным числом деталей, чтобы можно было точно судить об их достижении. Таким образом, социальным работникам приходится как можно конкретнее формулировать цели клиента. Во всяком случае, заявления типа: «Мы постараемся преодолеть социальную изоляцию Марии» не годятся в качестве цели вмешательства, поскольку нет возможности судить о действенности принятых мер. «Я хочу навещать своих друзей как можно чаще» звучит лучше, но все-таки нечетко. «Мария хочет навещать свою мать не реже раза в неделю и встречаться с лучшей подругой два раза в неделю по вечерам в местном кафе» – это подходит. Цель выражена с меньшим пафосом, но четко и ясно.

Третий этап проблемо-центрированной работы – постановка задач. Задачи – это небольшие шаги, которые делают клиент и специалист на пути к конечной цели. Задачи также совместно оговаривают на сессии, записывают, составляют график их решения. Это, как правило, повседневные дела, которые представляются вполне очевидными. В этом их преимущество, они просты и решаемы, из одной задачи вытекает следующая. Как в случае проблем и целей, задачи записывают так, чтобы можно было судить об их решении: «Мария позвонит на автобусную станцию и запишет график движения автобусов мимо своего дома»; «Мария попросит пассажиров помочь внести коляску»; «Мария выяснит, какие учебные курсы проводятся в вечернее время в ближайшем колледже, и выберет для себя подходящие». В работе делают акцент на задачах, стоящих перед клиентом. Суть проблемо-центрированной работы состоит в том, чтобы расширить возможности клиента по решению проблем, за счет чего удается обрести контроль над собственной жизнью. Таким образом, специалисту не имеет смысла решать задачи, которые клиент без предварительной подготовки и практики способен решить самостоятельно. Клиенту предлагается выполнить те или иные задачи до очередной встречи со специалистом. Или же эти задачи решают в течение сессий; на сессиях предварительно отрабатывают со специалистом решение задач, которые стоят перед клиентом в реальной жизни, например интервью для приема на работу или написание письма.

Четвертый этап – это обзор. На каждой сессии клиент и специалист подводят итоги того, что удалось сделать после предыдущей сессии. У каждого из них имеется письменная копия намеченных задач и график их решения. Отсутствие видимого прогресса на пути к поставленным целям может указывать на их нереалистичность и недостижимость или же низкую мотивацию клиента. Независимо от причины необходимо заново обсудить набор целей и новый график их достижения. Вместе с тем проблемоцентрированная работа всегда проходит в короткие сроки, с выбором предельных конечных сроков, поэтому частый пересмотр графика неизбежно мешает работе.

Проблемо-центрированная работа находится в полном соответствии с концепциями ПАРТНЕРСТВА и УЧАСТИЯ клиента в принятии касающихся его решений. Она делает акцент на письменных соглашениях, на том, кто и что делает. Растущий интерес к партнерским отношениям с клиентами на всех этапах социальной работы способствует ее популярности. Это один из новых подходов к социальной работе, когда сами клиенты определяют, над чем следует работать, а не полагаются на мнение специалиста. В данном подходе уделяется внимание мотивации клиента, ответственности и расширению возможностей решения проблем. Многочисленные исследования различных групп клиентов показали, что проблемо-центрированная работа – один из наиболее действенных подходов к социальной работе.

Просмотров: 863
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)
  • Бихевиоральный подход в социальной работе.
  • ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • Гуманистический подход в социальной работе.
  • Диагностический подход в современной социальной работе.
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА
  • КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • Обходные пути решения задачи
  • Операциональность цели (задачи)
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ)
  • ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ ПРИЕМЛЕМОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • ПРОЦЕДУРА УТОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО (ПРИНИМАЕМОГО) ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ СОВМЕСТНО С КЛИЕНТОМ
  • ПРОЯСНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • Рассмотрение проблемы в связи с конкретным клиентом или семьей.
  • РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • РЕШЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • Техника «это еще не все»
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Человек — это звучит гордо
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Экологический подход в социальной работе
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь