|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
Инвалидность(disability) – все чаще считается формой социального угнетения вследствие неприспособленности окружающей среды к потребностям лиц с физическими недостатками; с недавних пор в западноевропейских странах инвалидность определяют как ограничение деятельности, вызванное современным социальным устройством, не рассчитанным на людей с нарушениями развития. Приведенное выше определение отражает социальные предпосылки инвалидности и часто связанной с ней нетрудоспособностью и противоречит подходу Всемирной организации здравоохранения, которая утвердила Международную классификацию (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps); по этой классификации, нетрудоспособность представляет собой «всякое ограничение или отсутствие (вследствие физического или психического нарушения) способности к тому или иному виду деятельности в нормальном для человека диапазоне и объеме». Это определение широко распространено, несмотря на отдельные возражения со стороны инвалидов, усматривающих в нем недооценку ограничений со стороны общества и нечеткое определение «нормальности». Социальная модель не учитывает медицинских предпосылок и переживаний, связанных с нетрудоспособностью. Согласно ей, нетрудоспособность имеет социальное происхождение, порождает физические ограничения и предвзятое отношение к полноправному участию в жизни общества лиц с физическими и психическими недостатками. В данном контексте следует упомянуть переживание своего угнетенного положения некоторыми определенными группами инвалидов, в частности женщинами-инвалидами и инвалидами – представителями этнических меньшинств. Принадлежность этих людей к обществу, их вклад в общественную жизнь, а также потребности в соответствующих услугах до недавнего времени игнорировались. Хотя среди инвалидов преобладают женщины, их стараются не замечать, в то время как на них действует множество стрессогенных факторов, в частности необходимость и желание соблюдать стандарты женской красоты. Неприспособленность физического окружения к их потребностям лишает инвалидов равных со здоровыми людьми возможностей, распространенные в обществе установки также оставляют желать лучшего. Ситуацию могли бы исправить законодательные акты против существующей дискриминации. Обычно в список инвалидов включены слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, глухонемые, страдающие какими-либо психическими расстройствами и другие лица со значительными или стойкими нарушениями вследствие болезни, травмы или врожденных уродств, однако многие инвалиды в этот перечень не попадают. Социальная работа с инвалидами должна строиться на социальной модели нетрудоспособности. Акцент следует делать на максимальной самостоятельности и свободе выбора, осуществляемого клиентом-инвалидом. Это в равной мере относится как к поставщикам, так и к заказчикам услуг. Трудно переоценить необходимость предоставления клиентам полной информации об услугах, особенно о правах клиентов, включая социальные пособия. Не все нуждающиеся получают соответствующие пособия, даже такие базовые, как пенсии по инвалидности и пособия по уходу. Социальным работникам следует планировать услуги совместно с другими специалистами, в частности трудотерапевтами, которые могут подобрать необходимые ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. Социальные работники, ответственные за приобретение услуг и координацию усилий, должны уточнять потребности и желания потенциальных потребителей и договариваться с поставщиками услуг об удовлетворении этих потребностей. Задача состоит в максимальном расширении возможностей клиентов-инвалидов, включая детей-инвалидов, которые по Закону о детях, относятся к категории «нуждающихся». Система услуг должна давать детям-инвалидам возможность вести как можно более полноценную жизнь. В данной сфере широко распространен подход «прежде всего – дети», когда потребности ребенка первичны по отношению к его потребностям как инвалида. Именно поэтому, например, в развитых странах мало кто из детей-инвалидов постоянно живет в интернате и абсолютное большинство проживает в родной или приемной семье. В процессе взаимодействия с детьми-инвалидами и их семьями социальным работникам следует учитывать опыт родителей и других лиц, ухаживающих за детьми. Нужно иметь в виду, что дети-инвалиды чаще здоровых детей становятся жертвами насилия. Социальные услуги детям-инвалидам обычно оказывают детские и семейные бригады, члены которых должны иметь опыт ухода за детьми, а также навыки работы со взрослыми инвалидами. Кроме того, нельзя недооценивать значение для инвалидов всех возрастов поддержки со стороны сверстников и ближайшего окружения.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|