|
ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯгруппа специально подобранных тестов, которые должны прогнозировать один общий критерий (напр., какой-либо результат деятельности оператора). В качестве Т. б. может использоваться набор относительно независимых друг от друга тестов, в совокупности диагностирующих определенное психологическое качество. Напр., Т. б., используемая для профессионального отбора операторов-радиотелеграфистов, включает в себя совокупность таких методик, как «Перепутанные линии», «Шкалы приборов», «Корректурная проба с кольцами» и др., по совокупности результатов выполнения которых удается прогнозировать успешность деятельности этих специалистов. В качестве Т. б. может использоваться также группа тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического явления. Такие методики наиболее широко распространены среди тестов интеллекта (напр., тест Векслера, тест Амтхауэра, GATB- батарея тестов общих способностей и др.). К примеру, батарея GATB, предназначенная для использования в целях профессионального отбора и ориентации, содержит 12 субтестов, из которых 8 вербальных (арифметические упражнения, восприятие форм, словарный и др.) и 4 практических (психомоторная ловкость, подвижность пальцев и др.). Выполнение заданий этой Т. б. направлено на анализ различных комплексных способностей, важных для широкого круга видов профессиональной деятельности. Основная проблема, возникающая при использовании Т. б., заключается в сочетании отдельных тестов для принятия результирующего решения по каждому испытуемому. Методы, используемые с этой целью, можно разделить на три группы: 1) уравнение множественной регрессии, с помощью которого дается прогноз общего показателя испытуемого на основе его показателей во всех тестах батареи; 2) «срез» (профиль) множественных показателей, который требует определения минимально допустимого показателя отсчета по каждому тесту; при этом испытуемый получивший по любому из тестов оценку ниже допустимой, отвергается; 3) клинический подход, основанный на качественном анализе полученных частных показателей; в этом случае принимаются во внимание не только количественные результаты выполнения испытуемым отдельных тестов, но прежде всего анализируется характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и т. п. Такой подход применяется обычно для подробного изучения отдельных случаев (напр., анализ грубых ошибок с тяжелыми последствиями, отбор служащих высокого ранга и др.). Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|