Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами

(cultural bias in tests) Между разными соц. и расовыми группами наблюдаются существенные различия в средних значениях оценок по стандартизованным тестам умственных способностей, широко применяемым при приеме в школы и колледжи, наборе в вооруженные силы и найме на работу на конкурсной основе. Эти различия особенно заметны в средних оценках по тестам "общих способностей", "интеллекта" или IQ и по тестам академических способностей. Одним из распростр. объяснений наблюдаемых различий между разными соц. и расовыми группами по средним показателям таких тестов яв-ся гипотеза культурного смещения, согласно к-рой: а) типичный опыт, включающий приобретение знаний и навыков, различается у разных групп и слоев населения; б) содержание заданий тестов отбирается, в основном, исходя из типичного опыта определенных групп (напр., белого среднего класса), отличающегося от опыта др. групп (напр., бедных слоев населения или расовых меньшинств), что ставит одни группы в более благоприятное положение, чем др., при выполнении таких тестов. В психометрическом аспекте проблема заключается в том, как объективно определить, яв-ся ли гипотеза культурного смещения валидным объяснением наблюдаемого различия в средних значениях показателей по любому конкретному тесту между двумя любыми специфическими группами населения. Перед тем как перечислить валидные способы проверки гипотезы культурного смещения, следует рассмотреть 3 наиболее употребительных, однако полностью ошибочных критерия смещенности теста. Ошибка уравнительности - это научно не подтвержденное допущение, что все группы населения равны в отношении любой способности или черты, для измерения к-рой предназначен данный тест, и потому любые различия в средних оценках между группами по этому тесту свидетельствуют о сто необъективности. Ошибка культурной нагрузки - это утверждение, что, поскольку содержание заданий теста связано с культуроспецифичными знаниями или умениями, то данный тест всегда необъективно оценивает любую конкретную группу населения, средние оценки к-рой ниже, чем у др. групп. Ошибка стандартизации - это представление о том, что тест, поскольку он был стандартизирован на конкретной популяции, обязательно будет необъективным для представителей любой др. популяции. Психометрическое определение систематической ошибки осн. на статистическом понятии смещенности: измерение содержит систематическую ошибку, если оно систематически недооценивает либо переоценивает истинное значение. Тест дает систематическую ошибку, если он систематически недооценивает либо переоценивает истинное значение признака, для измерения к-рого предназначен, в одной группе по сравнению с какими-то др. группами. В более обобщенной формулировке: тест яв-ся смещенным в отношении двух (или более) групп, если оценки по нему для представителей одной группы имеют значение, отличное от их значения для представителей др. группы. Т. о., объективная статистическая проверка на смещенность заключается в поиске важных психометрических свойств конкретного теста, к-рые по-разному проявляются в двух или более обследуемых группах населения. Первостепенную важность имеют психометрические свойства теста, наиболее релевантные его предполагаемому использованию: прогностическая валидность по конкретному критерию, конструктная валидность, надежность и факторная структура. Статистически значимые различия, достаточно выраженные, чтобы сказываться на практ. использовании тестовых оценок, служат индикаторами систематического смещения. Эти индикаторы можно разделить на две категории: внешние (т. е. осн. на корреляции тестовых оценок с др. переменными, независящими от теста) и внутренние (т. е. осн. на психометрических свойствах самого теста). Кроме того, систематическая ошибка м. б. следствием действия ситуационных факторов: расы, пола, диалекта, установки исследователя, прошлого опыта тестирования, жесткого лимитирования времени, тестовой тревожности и т. п. В настоящее время преобладают доказательства того, что самые распростр. стандартизованные тесты умственных способностей позволяют производить свободные от систематической ошибки измерения во всех коренных англо-говорящих сегментах совр. американского об-ва, независимо от пола, расы или социально-классового положения. Наблюдаемые различия средних значений тестовых оценок в разных группах, как правило, не яв-ся артефактами самих тестов, а объясняются действием факторов, причинно независимым от используемых тестов. См. также Культурно-свободные тесты, Психометрика, Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) различиями, Расовые различия А. Р. Дженсен

Просмотров: 1456
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Батарея тестов общих способностей
  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА ФАКТОРНАЯ
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Валидность теста
  • Валидность теста по критерию
  • Валидность теста прогностическая
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • Генеральная совокупность заданий теста
  • ЗНАЧИМЫЕ РАЗЛИЧИЯ
  • Значимые различия
  • МНОГОСТОРОННЕЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТЕСТ)
  • РАСОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • Расовые различия
  • СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • Систематическая ошибка измерений, вызванная влиянием пола
  • Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) различиями
  • ТАРТУССКАЯ БАТАРЕЯ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
  • ТЕСТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ
  • ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК КОДИРОВАНИЕ
  • Тартусская батарея психометрических тестов
  • Тест академических способностей
  • Тест способностей
  • ШКОЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ (SAT)
  • валидность теста по критерию
  • валидность теста прогностическая



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь