СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

(от лат. selekto — отбор, выбор) — отбор полезной информации в процессе восприятия, который обусловлен его избирательностью и определяется задачами деятельности человека. С. и. осуществляется как в процессе сенсорно-перцептивного, так и словесно-логического анализа и является одним из функциональных механизмов самоконтроля и перцептивного контроля. Механизм С. и. включает в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев можно отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающие избирательную чувствительность лишь к определенному виду раздражителей, ограниченность доступной одномоментному восприятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации. К этой же категории можно отнести наличие у человека некоторых врожденных критериев, на основании которых он способен выделять некоторые области сенсорного пространства как объекты (сигнал), а другие — как фон, а также набор рефлекторных механизмов, лежащих в основе сенсомоторной координации в процессе поиска и отслеживания сигналов. Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцированных процессов С. и., регулирующих протекание информационных процессов, относящихся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадлежит, с одной стороны, субъекту и, с другой стороны, требованиям ситуации (внешним условиям). На основе их осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и программы поведения, в соответствии с которыми вся поступившая информация оценивается с точки зрения полезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе С. и. имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относительно будущих событий. Процессы С. и. могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессознательном (непроизвольном автоматизированном) уровне, под непосредственным влиянием доминирующих интенций и в соответствии с индивидуальными стилистическими особенностями переработки информации.

Просмотров: 1839
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Автор как переводчик себя
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • Изменения в процессе труда
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Национальная политика или стратегия в области информации
  • Невременной механизм обработки информации
  • Непонимание в процессе общения
  • Общение в процессе воспитания
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Операции с ценными бумагами на основе внутренней информации
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Процесс переработки информации
  • Процессы поиска и извлечения информации из памяти
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Рефлексия как механизм общения
  • СЛУЧАЙНОСТЬ в историческом процессе
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • Фрустрация в процессе общения
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь