|
ИНТЕЛЛЕКТ(от лат. intellectus — понимание, познание) — умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. И. является одной из важнейших составляющих в структуре общих способностей человека. В последнее время все более распространенной является точка зрения о том, что И. играет важнейшую роль в различных сферах профессиональной деятельности (в т. ч. и трудовой), являясь одним из факторов ее успешности. При этом интеллектуальная активность выделяется в такую категорию, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности. Согласно Ч. Спирмену И. характеризуется тем, что он: 1) не зависит от прочих личностных черт человека; 2) не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивацию достижений, тревожность и т. п.); 3) выступает как общий фактор умственной энергии. По мнению А. Терстоуна, в И. проявляются следующие способности человека: 1) счетные способности, т. е. умение оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальная (словесная) гибкость, т. е. легкость, с которой еловек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Эти факторы И., или первичные умственные потенции, как показывают психологические исследования, тесно коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора. Г. Айзенк интерпретировал его как скорость переработки информации нервной системой (умственный темп). На следующем уровне в структуре И., по мнению Ф. Вернона, находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). В соответствии с этим различают вербальный и невербальный (практический) И. Иногда проводят и более детальную классификацию способностей, определяющих И. человека. Так Г. Гарднер выделяет 7 категорий И., а Дж. Гилфорд— 120. При этом он исходит из того, для каких умственных операций эти виды И. нужны (пять видов способностей), к каким результатам они приводят (шесть видов) и каково их содержание (четыре вида): итого 5x6x4 = 120 факторов И. Для измерения уровня И. разработаны специальные тесты И. (см. Психодиагностика интеллекта), его количественная оценка производится с помощью специального коэффициента интеллекта. В последнее время в связи с успехами в развитии кибернетики, вычислительной техники, теории систем и др. наук наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Это привело к созданию и развитию сравнительно нового научного направления, известного под названием искусственный И. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|