АВТОМАТИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

применение автоматических устройств (и прежде всего ЭВМ) для решения задач экспериментального исследования. К числу таких задач, прежде всего, относятся: планирование (в соответствии с замыслом экспериментатора) и определение нужной стратегии ведения эксперимента, выдача стимульного материала, управление (в том числе и адаптивное) ходом проведения эксперимента, сбор и обработка данных в темпе их поступления (в реальном масштабе времени), интерпретация полученных данных и выдача необходимых рекомендаций. А. п. э. обеспечивает повышение достоверности результатов исследований вследствие сохранения неизменными контролируемых условий эксперимента (пространственно-временные параметры стимуляции) для всех испытуемых, легкую воспроизводимость уже проведенного эксперимента, оперативное получение обработанных результатов, малые организационные затраты для увеличения числа исследуемого контингента, легкую приспособляемость контролируемых условий к индивидуальным различиям испытуемых, сокращение времени проведения отдельных опытов, минимизацию нежелательных побочных эффектов (вынужденные паузы и пр.), минимизацию влияния и ошибочных действий экспериментатора. Важно также то, что А. п. э. позволяет провести исследования в направлениях, фактически недоступных для широкого исследования без применения ЭВМ в качестве средства управления экспериментом. Сюда относятся все приемы точного временного дозирования предъявляемой информации, осуществление адаптивного эксперимента, управление экспериментами по исследованию сложной сенсомоторной деятельности, включающими в себя регистра цию движений или положения тела, конечностей, головы и глазных яблок, представление сложных синтезированных изображений (напр., из случайно расположенных точек), исследование и применение метода моделирования конкретных психических функций. Полная автоматизация проведения основных этапов эксперимента, значительное расширение области используемых экспериментальных условий (качественное разнообразие и неограниченный объем стимульного материала, достаточно,широкий диапазон варьирования режимов предъявления информации и т. д.), возможность использования оптимальных стратегий проведения исследования на основе адекватных математических приемов планирования эксперимента и разработки программ адаптивного типа существенно улучшают качество проводимых инженерно-психологических исследований. Проведение автоматизированного психологического эксперимента предполагает решение целого ряда организационных задач: какую ЭВМ использовать, какие построить интерфейсы, какие применить языки и системы программирования, как организовать передачу данных, какие при этом использовать методы сжатия информации и т. п. Одним из наиболее важных вопросов является выбор технических средств автоматизации. К ним относятся: 1) лабораторные вычислительные средства для управления, сбора и обработки информации; 2) средства стыковки экспериментального оборудования; 3) экспериментальная аппаратура, т. е. средства стимуляции и датчики. В случае применения иерархической системы управления к перечисленным средствам нужно добавить каналы передачи данных. Средства автоматизации (в т. ч. и современные ЭВМ) работают только в рамках, определенных им человеком. Успех в решении той или иной проблемы зависит от уровня сформированных гипотез, грамотного определения стратегии проведения исследования, поставленных задач и намеченных целей, степени разработанности применяемых моделей. Качество решения этих задач не столько определяется возможностями техники, сколько зависит от опыта, интуиции и знаний экспериментатора.

Просмотров: 1283
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Валидностъ эксперимента
  • Валидность эксперимента
  • Валидность эксперимента
  • Валидность эксперимента
  • Валидность эксперимента
  • Валидность эксперимента внешняя
  • Валидность эксперимента внутренняя
  • НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Надежность эксперимента
  • ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА
  • Планирование эксперимента
  • Планирование эксперимента
  • Планирование эксперимента в стиле АБАБ
  • РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента
  • Реализм эксперимента
  • ЭКСПЕРИМЕНТА ВОЗМОЖНОСТИ
  • ЭКСПЕРИМЕНТА НАДЕЖНОСТЬ
  • ЭКСПЕРИМЕНТА УСЛОВИЯ:
  • валидность эксперимента
  • валидность эксперимента внешняя
  • метод эксперимента
  • надежность эксперимента
  • ненадежность эксперимента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь