|
Задача— 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности; 3) одна из форм проектирования содержания обучения. Термин «3». используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, 3. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способу, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое 3., ее решение. Превращение проблемной ситуации в 3. является актом продуктивного мышления. В строгом смысле 3. — это формализованная, «вырожденная» проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы 3. — с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т.п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в 3., или самой 3., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и 3. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия 3., зависимость понимания ситуации как 3. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как «проблемная задача», «творческая задача», «эвристическая задача» и др., к трактовке мышления как способности решать 3. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т.п. фактически иод именем 3. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т.п. Размытость смысловых границ между 3. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область «от хорошо определенных формальных 3. до таких плохо определенных 3., как сочинение фуги» (У. Рейтман). Наряду с мыслительными 3. в познавательной деятельности выделяются также перцептивные, мнемическис, коммуникативные. 3. могут возникать в практической деятельности людей или создаваться преднамеренно — учебные, игровые, исследовательские. В профессиональной деятельности особенно широко распространены конструктивно-технические 3., для решения которых разрабатываются эвристические методы технического творчества и компьютерные методы поискового конструирования. Актуальной остается проблема разработки непротиворечивой типологии 3. Словесная формулировка 3. как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения. В традиционном обучении дается набор стандартных 3., очищенных от признаков прошлых проблемных ситуаций и решаемых по заранее данному учителем образцу, указывающему последовательность элементарных операций, приводящих к обнаружению искомого. Такие 3. лишены личностного смысла, их решение не развивает продуктивного мышления, связанного с самостоятельным анализом проблемной ситуации и постановкой на этой основе собственных 3. А.А. Вербицкий Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие И. д. составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. И. д. является одной из методических разновидностей обучения. К. И. Поливанова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|