— развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Начальным этапом В. р. можно считать самые ранние ориентировочные реакции новорожденного: слуховое и зрительное сосредоточение. Оно проявляется в затормаживании движений, замирании и фиксации взора на объекте (при зрительном сосредоточении) или повороте глаз в сторону источника звука (при слуховом сосредоточении). Объектом, вызывающим наиболее легкое и устойчивое зрительное сосредоточение, является человеческое лицо. Дальнейшее В. р. проявляется в увеличении длительности сосредоточения и расширении круга объектов, привлекающих В. ребенка. Такими объектами становятся игрушки, предметы мебели и т.п. В раннем возрасте наиболее длительное сосредоточение В. наблюдается при выполнении предметных действий. Ребенок может раз за разом повторять какоелибо действие, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В дошкольном возрасте центральным направлением В. р. становится формирование его произвольных форм. Наиболее высокий уровень произвольности реализуется в игровых ситуациях. Особенно большое значение для развития произвольного В. имеют игры с правилами. В школьном возрасте В., как и другие познавательные процессы, наиболее интенсивно развивается в ходе учебной деятельности. Согласно гипотезе П.Я. Гальперина, В. представляет собой интериоризованную форму контроля и формируется посредством «вращивания» (перехода во внутренний план) контрольных действий. В совместном исследовании с С.Л. Кабыльницкой он экспериментально обосновал эту гипотезу. Было показано, что обучение детей способам контроля (проверки своей работы) и обеспечение их последующей интериоризации приводит к резкому сокращению количества «ошибок внимания» в школьных работах учеников. В. р. связано с развитием мотивов деятельности, интересов, волевой регуляции действий. С возрастом эта связь становится все более тесной. Начиная с подросткового возраста, становится крайне затруднительно выделить В. р. как отдельную линию развития, поскольку для этого и последующих возрастов характерна высокая избирательность В. Это часто приводит к парадоксальному сочетанию у одного и того же человека высокого уровня В. в одних видах деятельности с крайне низким его уровнем в других. А.Л.Венгер
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.