Старость

— заключительный период человеческой жизни, условная граница которого с периодом зрелости связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Подобно другим возрастным периодам жизни, С. представляет собой сложный феномен, детерминируемый не только биологическими, но и культурноисторическими факторами. Известна значительная вариативность сроков наступления и длительности периода С, а также места и роли пожилых и престарелых людей в обществах с разным типом культуры и уровнем социально-экономического развития. Согласно принятой геронтологами периодизации, в современном индустриально развитом обществе выделяются пожилой возраст (60—75 лет), старческий возраст (75—90 лет) и возраст долгожителей (90 лет и выше). Однако определение достижения С. по хронологическому возрасту не всегда оправданно из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, выражающихся в постепенном снижении функциональных возможностей человека. Помимо прогрессирующего ослабления физических сил и здоровья, старческий возраст характеризуется и собственно психологическими изменениями: отмечается тенденция к интеллектуальному и эмоциональному «уходу» из сферы общественной жизни в переживания внутреннего мира, осмысление и оценка прожитой жизни, сокращение или потеря психологического будущего. При этом в большей или меньшей степени может утрачиваться гибкость во взаимоотношениях с окружающими и нарастать ригидность взглядов, а некоторому обеднению эмоциональной сферы может сопутствовать усиление депрессивных тенденций, обидчивости и ранимости в общении. Заметное увеличение времени реакции (т.е. временного интервала между предъявлением какого-либо сигнала и началом ответа на него испытуемого) считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти по сравнению с ясностью воспоминаний далекого прошлого (явления «дальней реминисценции» и автобиографической памяти) практически бесспорны. В то же время ухудшение результатов в интеллектуальных тестах может объясняться не столько снижением собственно мыслительных возможностей, сколько особенностями мотивации пожилых и старых людей, в частности, утратой ими интереса к обычно используемым заданиям формально-логического типа и переориентацией на иное смысловое содержание, практически не затрагиваемое классическими тестами. Многие пожилые люди не только достаточно долго сохраняют высокий интеллектуальный потенциал, работоспособность и профессиональную компетентность, но и достигают вершин подлинной мудрости. Появление мудрости — особого феномена интеллектуального развития, открывающего перед человеком «сферу знаний о фундаментальных жизненных законах и реалиях» (П. Балтес, Э. Эриксон), — служит важным аргументом против сведения содержания С. к процессам инволюции, т.е. психологического угасания и регресса. Накопленные современной наукой данные позволяют рассматривать С. как качественно своеобразный отрезок онтогенеза, на протяжении которого развитие человека продолжается, хотя и в особой форме, существенно отличающейся от процессов развития в детстве. Вопреки распространенным представлениям показано, что значительная часть людей пенсионного возраста сохраняет профессиональные качества, достаточно высокую работоспособность и стремление к активной деятельности. О значительном потенциале поздних периодов человеческой жизни говорят также известные факты высокой творческой продуктивности отдельных ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Неправомерно,таким образом, связывать с периодом С. только регрессивные явления. С. может рассматриваться и как период личностного развития. В современной науке наиболее разработанная психологическая концепция С. как особого самоценного периода человеческой жизни принадлежит Э. Эриксону. Согласно его теории психосоциального развития личности, С. знаменует достижение мудрости и чувства удовлетворения, полноты жизни и исполненного долга, высший уровень личностной интеграции в случае позитивного осуществления предшествующих возрастных стадий. Если, напротив, главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, то С. сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием и страхом смерти. В качестве актуальных для современного общества проблем психологии С. активно изучаются личностные свойства стареющего человека и влияние на него таких факторов как характер семейных отношений, сохранение привязанностей, возможности посильной занятости и др. Установлено, что сужение сферы общения, круга интересов, падение социальной и физической активности не только сами являются результатом старения, но и, в свою очередь, значительно ускоряют этот процесс. Современная наука ставит проблему создания средств и условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению С. Способность выполнять посильную работу и достаточная занятость, дающие пожилому человеку возможность чувствовать себя полезным для окружающих, составляют основные условия психологического благополучия в поздние периоды жизни. Установлено также, что происходящее в силу объективных причин сужение социальных контактов у лиц пожилого возраста не означает утраты ими потребности в тесных эмоциональных связях, а бытующие в житейском сознании представления об «эмоциональном уходе» как общей особенности всех престарелых людей безосновательны. Г. В. Бурменская

Просмотров: 690
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Индекс качества жизни
  • КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ТЕОРИЯ
  • Качество жизни пожилых людей
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные события в жизни человека
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Продолжительность жизни человека
  • Развитие на протяжении жизни
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТЕОРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Уровень жизни
  • Условия жизни
  • Цель жизни Человека
  • Ценность человеческой жизни
  • уровень жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь