— психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком. Межличностная ситуация развития при X. н. характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная характеристика психологического профиля ребенка — постоянное состояние острой тревоги, приводящее к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям его деятельности. Реакция социального окружения — постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Первопричиной X. н. могут стать: трудности в учебе, вызванные нарушениями когнитивных процессов (памяти, внимания и др.) или недостаточной готовностью к школе; повышение уровня тревоги, вызванное «внешними» по отношению к учебе причинами (конфликты в семье, развод родителей и т.п.); завышенные требования родителей и педагогов. В дальнейшем X. н. поддерживается сложившимся «порочным крутом» и потому не прекращается даже при устранении ее первопричины. X. н. — невротизирующий психологический синдром, частая причина школьной дезадаптации, страхов, психосоматических заболеваний. В подростковом возрасте на его основе иногда складывается один из наиболее тяжелых психологических синдромов — тотальный регресс. X. н. может быть преодолена, если окружающим ребенка взрослым удастся обеспечить ему ощущение успеха. Это возможно благодаря выполнению «правил оценочной безопасности» (Ш.А. Амонашвили, Г.А.Цукерман): достижения ребенка сравниваются не с абстрактным эталоном, а только с его же собственными прежними результатами; в каждой оцениваемой работе прежде всего выделяются удачные моменты и лишь затем могут быть указаны недостатки; при указании недостатков сразу же предлагаются конструктивные способы их исправления. Кроме того, должна быть найдена сфера, в которой ребенок достаточно успешен (напр., спорт, или рисование, или игра на компьютере и т.п.), и окружающие должны проявлять к достижениям ребенка в этой сфере высокий интерес. А.Л.Венеер
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.