Профессиональное слушание

– рациональное слушание, подразумевающее большее владение умениями восприятия на слух и понимания. Подразумевает соблюдение ряда правил и навыков, выработанных на их основе, на их практическом применении. Прежде всего вряд ли целесообразно напряженно слушать, стараясь достигнуть достаточного понимания, речь, не доступную вам по причине языковой некомпетентности (например, итальянскую речь, если вы не знаете итальянского языка) или предметной некомпетентности (например, доклад о новейшем исследовании какой-то проблемы математики, если вы не математик). Слушать нужно то, в чем вы как-то компетентны; но если вы знаете, что степени вашей компетентности может не хватить для предстоящего слушания, ее нужно постараться каким-то образом повысить до этого времени, подготовить себя, например, просмотреть соответствующую литературу по теме. Ведь будет нерациональной тратой времени прийти на лекцию знаменитого ученого и мало что понять из того, что он говорит, констатировать лишь свое безнадежное отстояние.

Слушатель-профессионал (таковыми являются, например, ученые, многие политики, управленцы и др.) должен обладать умением без особого труда надолго удерживать внимание при слушании кого-либо – порядка 20–30 минут, уметь экономить его расход, сбавлять напряжение в менее существенных местах слушаемой речи, определять которые он тоже может безошибочно.

Необходимо тщательно следить за невербаликой говорящего (за интонацией голоса и всеми движениями частей тела), соотнося невербальную и вербальную информацию. Кроме того, это означает так называемое чтение с губ (с лица), которое позволяет, если мы что-то недослышали, корректировать смысл недослышанных слов по соответствующим звукам, движениям губ, выражениям лица.

Слушающий субъект должен проявлять внутреннюю речевую активность, не только стараясь понять слышимое, но и широко осмыслить его, поместив в контекст своего личного опыта, эрудиции, речевой и остальной ситуации. Слушатель-профессионал должен обладать таким важным свойством, как аналитическая широта восприятия устной речи, т. е. высокой степенью критичности, аналитичности ума, что дает правильное и объективное понимание сказанного, вместо поверхностного его усвоения.

Разумеется, критичность и аналитизм при восприятии чужой речи не должны порождать субъективных оценок, возникновение и развитие паразитических ассоциаций и другие ошибки слушания. Должен быть натренирован механизм вероятностного прогнозирования, который одинаково незаменим и при чтении, и при аудировании. Вопрос лишь в том, чтобы он был достаточно безошибочным, т. е. если «взялись» предугадывать мысли автора по началу высказывания, то хорошо, когда вы угадываете. Но опытный слушатель знает, что вовсе не всегда это следует делать: иногда вместо своего скороспелого окончания чужой мысли лучше подождать и узнать, что же все-таки хотят вам сказать.

Кроме развитой антиципации (вероятностного прогнозирования слушаемой речи), у слушателя-профессионала должно быть развито умение реципации (см.).

Просмотров: 1104
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F80" Специфические расстройства развития речи и языка
  • "F80.8" Другие расстройства развития речи и языка
  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧИ
  • ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
  • Вариативность языка / речи
  • ГОЛАНТ-ШМАРЬЯНА СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • Дать понять, давать понять
  • Двигательная теория восприятия речи
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • Должен
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • КАЧЕСТВА РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ)
  • Ошибки в восприятии речи
  • Ошибки речи
  • Понимание речи
  • Провалы в восприятии речи
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ устной речи
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Речи развитие
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • СОЦИАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЯЗЫКА/ РЕЧИ
  • Социальная вариативность языка / речи
  • Субъективизм восприятия речи
  • Фрейм -«как если бы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь