ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

(англ. anthropology; от греч. anthropos – человек logos – слово) – широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Выделяют четыре значения Ч., различающиеся своей широтой: 1) Ч. как вся совокупность знаний о человеке; 2) Ч. как все науки о человеке (научное Ч.); 3) Ч. как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии); 4) Ч. как физическая (в идеале биологическая) антропология.

1. Знания, в т. ч. и о человеке, м. б. не только научные, но и вненаучные – фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и «паранаучные» (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов, самые распространенные среди которых – антропологические, рассказывающие о происхождении человека, его свойств или способностей. Этнография мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека. Человек с его повседневными трудами и заботами, бурными страстями и нежными чувствами, многообразием судеб занимает центральное место в художественном творчестве. Мир художественных образов имеет особенно большую ценность для психологии и др. наук, связанных с человеческой душой. В частности, литературные персонажи довольно часто служат прототипами и эпонимами для психологических и психиатрических концептов (напр., эффект Пигмалиона, принцип Поллианны, синдромы Алисы в Стране чудес, Манилова, Хлестакова и Мюнхгаузена; известны также названия синдромов и комплексов, связанных с мифологическими личностями – Геракл, Эдип, Диана, Каин и т. д.). Интерес к человеку обнаруживается уже в древнегреческой философии. Ее призыв к человеку – познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч. Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения, был И. Кант. Возрождение философской антропологии в XX в. связывают с творчеством М. Шелера. Шелер и его последователи (Г. Плеснер, А. Гелен, А. Портман и др.) стремились соединить философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Велико и религиозное знание о человеке. Во-первых, человек всегда был одним из важнейших объектов вероучения; поэтому самопознание выступало как главный элемент воспитания человека. Во-вторых, самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна были способами нравственного совершенствования человека в разных религиозных системах, в частности в индуизме, буддизме, суфизме и христианстве. B-третьих, религиозные мыслители занимались научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. «И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, – а себя самих оставляют в стороне!» (Августин). Науки о человеке подразделяют на естественные и гуманитарные. К первым относят, напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки исследуют явления, выделяющие человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными – гены, анатомия, рефлексы, биохимия и т. п. По давней традиции, к гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др. Вопрос о четком разграничении наук о человеке и обществе весьма неоднозначный. Западные социологи смирились с трудностями разграничения социологии и др. гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей – ее «двоюродными сестрами». Все они объединяются под разными именами: «социальные науки», «бихевиоральные науки», «общественно-психологические науки» (Питирим Сорокин) и т. д. Своеобразие этого объединения состоит в том, что оно не исключает иных объединений наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний). Фактически, некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство (напр., этнопсихология). С идеей преодоления раздробленности «отечественных» наук о человеке в 60-е г. ХХ в. выступил психолог Б. Г. Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отвел психологии. В этом призыве не учитывается, что и лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение своих наук как связывающих естество и обществознание. Др. подход к интеграции научного Ч. разрабатывался философом Г. П. Щедровицким. B его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится не по отношению к знаниям, создаваемым отдельными науками, а по отношению к трем «полярным представлениям» человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Конфликтология является важным звеном в системе наук о человеке. Чем более глубоко и широко конфликтолог знаком с огромным объемом знаний, накопленных в Ч., тем более компетентно он понимает проблему конфликтов. Все знания наук о человеке м. б. полезны для конфликтологии.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ (Human relations theory) – концепция принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), разрабатываемая в западной социальной науке. Возникла в 20-х гг. ХХ в. в США как мировоззренческая и методологическая основа индустриальной социологии труда. Ведущие представители «Ч. о. т.» в США – Ф. Дж. Рётлисбергер, У. Мур, Э. Мэйо, во Франции – Ж. Фридман. «Ч. о. т.» сформировалась как оппозиция тейлоризму. Отказавшись от биомеханического подхода тейлористского «научного руководства», она выдвинула задачу внедрения методов обращения с работником как «социально-психологическим» существом. В основе новых методов интенсификации и повышения производительности труда «Ч. о. т.» предложила учитывать психологические и моральные качества человека (установки, мотивы, ценностные ориентации и т. п.). Использование данных эмпирических исследований удовлетворенности работника трудом, влияния коллективных требований и психологического климата в трудовой ячейке, конфликтов в организации на производительность труда стимулировали разработку программы «гармонизации» отношений различных групп и индивидов в целях наиболее эффективного функционирования организации в целом. Эта программа учитывала требования, вытекающие из современного технического прогресса. Новая технология, автоматизация и механизация производственных процессов выдвинули на первый план задачу воспитания работника, способного к постоянному совершенствованию трудовых навыков.

Просмотров: 647
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ГЛОБАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА человека
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Естественные права человека
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской
  • МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
  • НАУКИ о человеке
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКУРЕНЦИИ С ЛЮДЬМИ
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека и гражданина (естественные)
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Сущность человека
  • Уровни организации человека
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности
  • Хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) (HUMAN CHORIONIC GONADOTROPIN (HCG))



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь