ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

– психическое расстройство, проявляющееся в раннем детстве, сказывающееся на формировании внутренней структуры ребенка, его психической организации и защитных механизмов, а также служащее прототипом возможного развитии невроза взрослого человека.

   З. Фрейд соотносил инфантильный невроз с теми психическими нарушениями, которые могут иметь место в период возникновения и преодоления эдипова комплекса. В этот период ребенок сталкивается, по его словам, «с великой задачей отхода от родителей» и только после ее решения он может перестать быть ребенком, чтобы стать «членом социального целого». Однако редко кому удается решить эту задачу идеальным образом, то есть правильно в психологическом и социальном отношении. Чаще всего преодоление эдипова комплекса сопровождается внутрипсихическими конфликтами, сшибкой между сексуальными влечениями, комплексом кастрации, завистью к пенису и зарождающимся на этой стадии развития чувством вины, что ведет к инфантильному неврозу. Как полагал З. Фрейд, эдипов комплекс является ядром невроза.

   С точки зрения основателя психоанализа эдипальные конфликты имеют место у ребенка в возрасте трех-пяти лет. Другие психоаналитики обратили внимание на более ранние внутрипсихические конфликты ребенка. Так, М. Кляйн (1882–1960) исходила из того, что около середины первого года «ребенок достигает ранних стадий прямого и интвертированного эдипова комплекса». На этих стадиях преодолевается ранее возникшая депрессивная тревога, но возникают новые конфликты и тревоги, поскольку эдипальные желания включают в себя зависть, соперничество и ревность. В отличие от основателя психоанализа М. Кляйн придерживалась точки зрения, в соответствии с которой уже в первые три-четыре месяца жизни младенца у него проявляется параноидно-шизоидная позиция, позднее появляется тревога психотической природы и нормой раннего развития ребенка является «завершение инфантильных неврозов где-то к сроку около середины первого года жизни».

   В современной психоаналитической литературе широко распространенной является представление о том, что инфантильный невроз характерен для самых ранних стадий развития ребенка, особенно в том случае, когда в силу различного рода обстоятельств эмоциональные отношения между матерью и младенцем полностью отсутствуют или оказываются недостаточно теплыми. Вместе с тем проблема инфантильного невроза до сих пор является дискуссионной и остается объектом исследования многих психоаналитиков, что нашло свое отражение, в частности, в статьях М. Толпина «Инфантильный невроз» (1970), С. Ритво «Современный статус концепции инфантильного невроза» (1974).

  

Просмотров: 957
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА РЕБЕНКА
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
  • ДОМ РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дневник развития ребенка
  • Дневники ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ
  • ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • Кризис первого года
  • Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
  • Методика «Межличностные отношения ребенка»
  • Невроз инфантильный
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, ФАНТАЗИЯ
  • Пособие на ребенка
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Солипсизм первого года жизни
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Уровни невроза (структура невроза)
  • ФАНТАЗИЯ, ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА
  • дом ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь