ЗАКЛЮЧЕННОГО ДИЛЕММА

дилемма узника; англ. prisoners dilemma) — интеллектуальная модель (предложенная А.У. Такером), позволяющая анализировать и демонстрировать различные варианты рациональности решений при необходимости кооперации частных усилий для достижения общей цели в условиях жесткого конфликта альтернатив. Теоретическая идея, отраженная в этой модели, состоит в том, что личный интерес может препятствовать достижению коллективной цели, которую каждый из включенных в ситуацию индивидов рассматривает как отвечающую его личным интересам.

Ситуация, представленная в «дилемме заключенного», состоит в следующем. Два заключенных обвиняются в совершении преступления. Они находятся в разных камерах и не имеют возможности общаться друг с другом. Они знают, что у следствия нет достаточных оснований для обвинения. Окружной прокурор, желая вызвать признание, делает каждому из подследственных следующее предложение: если каждый из них признается в преступлении, то они будут приговорены к наименьшему сроку в три года; если ни один из них не признается в преступлении, то оба получают по пять лет тюрьмы; если один признается, а другой — нет, то признавший вину приговаривается к десяти годам, а другой отпускается на свободу. Как очевидно, общий интерес подследственных состоит в том, чтобы сделать признание и получить трехлетний срок. Тем не менее отстаивание каждым из заключенных своего личного интереса (при понимании взаимовыгодности координации их тактик) ведет к тому, что каждый из заключенных оказывается в лучшем положении, если хранит молчание. Но одновременное молчание обоих не дает наилучшего для них результата. Так что доминирующей стратегией для них оказывается признание. Из «дилеммы заключенного», как правило, делается вывод, что заключенным не удается скооперироваться, поскольку каждый из них преследует личный интерес.

Вариант дилеммы под названием «проблема координации заключенных» (prisoners coordination problem) с несколько иными изначальными условиями предложил Р. Сагден; его анализ показал, что при конфликте интересов и незнании поведения другого следует исходить из предположения, что другой поступает наиболее рациональным для себя  образом. При ином варианте «дилеммы заключенного» (в частности, обсуждавшемся М. Одеоном и Р. Хардином) мыслительная ситуация расширяется количественно, и речь идет о координации индивидуальных усилий по достижению цели, одобряемой всеми участниками группы.

К «дилемме заключенного» обращаются во многих современных трудах, посвященных теории морали и социальной теории при рассмотрении ситуаций, в которых имеется противоречие между индивидуальными и общими интересами. Особенно эффективно эта модель использовалась при обсуждении реальной проблемы контроля за ядерными вооружениями в условиях противостояния супердержав.

Лит.: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995, с. 241, 291-92; Oison M. The Logic of Collective Action. Cambr., 1965; Hardi» R. Collective Action. Bait., 1982; Parfit D. Reasons and Persons. Oxf., 1984; Siigden R. Thinking as a Team,— В кн.: Altruism, ed. Paul E. F., Miller F. D., Paul J. Cambr., 1993, p. 73-77.

P. Г. Апресян

Просмотров: 1161
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ
  • ДИЛЕММА УЗНИКА
  • ДИЛЕММА УЗНИКА
  • ДИЛЕММА, ЗАКЛЮЧЕННОГО
  • ДРУГОЙ (ЗАБОТА О ДРУГОМ)
  • Дилемма заключенного (PRISONER´S DILEMMA)
  • Дилемма узника
  • ЗАКЛЮЧЕННОГО, ДИЛЕММА
  • ИНТЕРЕС ЛИЧНЫЙ
  • Известность, слава, признание, перечень, знакомство
  • Коллективное действие (COLLECTIVE ACTION)
  • Моральные дилеммы
  • ПРИЗНАНИЕ
  • ПРИЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
  • ПРИТЯЗАНИЕ НА ПРИЗНАНИЕ
  • Признание
  • Признание невиновности на основании умопомешательства
  • Признание ценности разнообразия
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ
  • Связанное с развитием нарушение координации
  • Синдром заключенных
  • Сконцентрированность вокруг средств достижения цели
  • Стихийное массовое поведение (англ. – COLLECTIVE BEHAVIOR)
  • Технология достижения цели
  • Тиллих Пауль | TILLICH, PAUL (1886-1965)
  • УЧACTHИK КОНФЛИКТА ДРУГОЙ
  • Философия (теория, теоретическая модель) ОП
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЕ (ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь