ВИШУДДХА-АДВАЙТА

(санскр. visuddha-advaita, букв,—чистая недвойственность)—философская школа  вишнуитского направления в рамках веданты, основателем и крупнейшим представителем которой был Валмбха. Брахман в вишуддха-адвайте—не только действующая (нимитта), но и материальная (самавайи) причина мира, причем «самавая» (букв.—неотъемлемая присущность) здесь, в отличие от ньяи и вайшешики, трактуется как синоним «тадатмья» (тождества). Брахман тождествен своим качествам, или формам проявления, однако не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, лишенным формы (нишпрапанча). Майя—это сила Брахмана и как таковая тождественна ему; вместе с тем майя—лишь вторичная причина мира, который является не следствием реальной трансформации Брахмана (как у Бхаскары в системе бхеда-абхеда), но его непосредственной манифестацией. В своем омрачающем аспекте майя выступает как неведение (авидья). Традиционное ведантистское определение Брахмана как сат-чит-ананда означает в вишуддхаадвайте, что он реален, наделен сознанием и блажен; кроме того, он проявляется через множество своих благих канеств и персонифицирован в образе Кришны. Аспект его реальности (сат) проявляется как элементы материального мира (праны), аспект сознания (чит) — как многочисленные души (дживы), а частицы его блаженной природы (ананда) выступают в роли «внутренних управителей» (антарьяминов) каждой дживы. Верховный антарьямин, по воле которого происходят все события в мире,—это сам Кришна. Система вишуддха-адвайты вобрала в себя ряд положений, близких идеям теистической санккьи, в частности, представление о трех гуках, Пракрита, Пуруше и т. д., однако эти сущности в ней не являются самостоятельными, а представляют собой различные ипостаси, или формы проявления, высшего Брахмана. Вишуддха-адвайта насчитывает 10 видов познания: пять вечных, включающих манифестацию Бога в Ведах, сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, и пять ограниченных, временных: чувственное восприятие  (пратьякша) и четыре «заочных» (парокша), интеллектуальных видов познания, зависящих, соответственно, от функций манаса, буддхи, аханкары и читты. Согласно вишуддха-адвайте, к освобождению (мокше) не ведет ни «путь действия», т. е. следование ведийским предписаниям, ни «путь знания», предложенный адвайтой. Единственная возможность достичь освобождения—это бхакти, личная приверженность и любовь к Богу. Хотя бхакти является, строго говоря, лишь средством (садхана), она считается даже более предпочтительной, чем само освобождение, т. к. позволяет полнее служить Кришне. Единство адепта с Брахманом, о котором говорится в Упанишадах, представляет собой лишь одно из промежуточных состояний бхаета, высшим же является вьясана, или всепоглощающая страсть. В отличие от школы марьяда-бхакти, полагавшей, что для проявления бхакти необходимы личные усилия человека, вишуддха-адвайта придерживается концепции пушти-бхакги, утверждая, что семя привязанности (према), заложенное в человеке Кришной, в дальнейшем — и только по милости Божьей—прорастает в нем в виде спонтанной благой деятельности и любви.

Лит.: Vallabha, Subodhini, Poona, 1954; DasguptaS. A History of Indian Philosophy, v. 4. Cambr., 1926; Maifatia M. L. The Philosophy f Vallabhacaiya. Delhi, 1967.

H. В. Исаева

Просмотров: 711
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • АДБХУТА БРАХМАНА
  • АДВАЙТА
  • АДВАЙТА
  • АДВАЙТА
  • БХАКТИ
  • БХАКТИ
  • Бонавентура. Мистический путь познания
  • ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРА
  • Клинические проявления эпилепсии
  • МАЙЯ
  • МАЙЯ
  • МАЙЯ
  • МАЙЯ
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • Майя
  • Майя
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или Определение через род и видовое отличие
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ
  • Правила проявления эмоций
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • Формы научного познания
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь