ТИЛИКЕ Хельмут

(4 декабря 1908, Вупперталь — 1985, Гамбург) — немецкий протестантский теолог, предметом внимания которого была христианская теология и этика в современном мире. Изучал теологию в Трайфевальде, Марбурге, Эрлангене, Бонне, среди его учителей — А. Барт и Р. Булыпман. Тема его докторской диссертации «История и экзистенция» (1936). В 1936—40 Тилике — профессор в Гейдельберге, в 1940 уволен за критику нацистского режима, в 1945— 54 — профессор в Тюбингенском университете, с 1954 — в Гамбургском. Его главные работы: «Богословская этика» в четырех томах (Theologische Ethik, 1951—64) и «Евангельская вера» (Evangelische Glaube, 1968—78), трехтомный труд по систематическому богословию.

Тилике стремился вывести христианскую веру из «гетто потусторонности» на землю. Когда теология сводится к повторению прошлого, то это означает, по его мнению, что «уже не живое тело»  заставляют двигаться так, как если бы оно было все еще живо. Вера в таком виде теряет значение для христиан, утрачивает точки соприкосновения с современной жизнью. Вера вытесняется из полноценного участия в жизни в сферу приватной, изолированной от мира религиозности. Тилике видел свою задачу в том, чтобы адресовать христианскую веру современному человеку и помочь ему «жить по вере» в том светском мире, в каком он на-самом деле сегодня живет. Однако Тилике полагал, что стремление приспособить христианство к современному миру не должно быть чрезмерным. Он полемизирует с теми теологами, у которых мир и человек становятся отправной точкой (см. Теологии родительного падежа), которые христианское богословие основывают на светском понимании человека. Такой «картезианский» подход, как его характеризует Тилике, он усматривает у Ф. Шлейермахера, Р. Бультмана, П. Тиллиха. Христианство должно серьезно относиться к современному человеку и его светскому мировоззрению, но это мировоззрение, настаивает Тилике, не должно становиться отправной точкой для теологии, руководством к «редактированию Евангелия»: в конечном счете, полагает он, «естественный человек»  не может принять Евангелие никаким другим способом, кроме веры — ее вкладывает в человека Святой Дух. Этика, как ее разрабатывает Тилике, означает не что иное, как веру: она учит в первую очередь не тому, что мы должны делать, но тому, что мы должны руководствоваться верой и следовать Воле Божьей. Специфика христианской этики состоит в том, что она делает человека свободным в его отношении к миру и в его мирских связях. Поэтому существование-христианина-в мире есть существование-его-перед Богом, и наоборот. Такова основа «светского христианства», по Тилике. Во всех людях он видит потенциальных христиан: учение Иисуса Христа обращено ко всем людям и для всех оно должно иметь значение. Богословские и этические труды Тилике служили основой его проповеднической деятельности. Он в первую очередь проповедник, имевший многотысячную аудиторию на протяжении многих лет. Значение Тилике не в том, что он инициирует новое направление в теологии, но в том, что он переводит его содержание на язык современности и его голос, его теологическое наследие являются выражением распространенных взглядов середины 20 в.

Соч.: Das Verhaltnis zwischen dem Ethischen und Esthetischen, 1932; Vfernunft und Offenbarung, 1936; Fragen des Christentums an die moderne Welt, 1947.

Лит.: Quest H.-J. Helmut Thielicke.— Tendenzen der Theologie im 20.Jatuhundert. Stuttg., 1967, S. 549-555.

В. И. Гараджа

Просмотров: 416
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ», «Первоосновы теологии»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СУММА ТЕОЛОГИИ»
  • «СУММА ТЕОЛОГИИ»
  • «ЭТИКА, ИЗЛОЖЕННАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ»
  • »ВЕРА ВО ВТОРОМ МИРЕ»
  • »О, ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
  • А.Швейцер: Этика - основа культуры
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • БЫТИЕ-В-МИРЕ
  • БЫТИЕ-В-МИРЕ
  • Бытие в мире
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ГЕНЕЗИС ТЕОЛОГИИ
  • Гуссерль: Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества
  • Жить спокойно, пребывать в мире, упорно продолжать
  • Знание, вера и воля в теологии ранней Реформации
  • МЕТАФИЗИКА И ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА
  • Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера
  • ПОЯВЛЕНИЕ ГИПНОЗА В НАУЧНОМ МИРЕ
  • ТИЛИКЕ Хельмут
  • Учение Гуссерля о мире. феноменологический идеализм, феноменологическая редукция
  • ФИЛОСОФИЯ - СЛУЖАНКА ТЕОЛОГИИ
  • Философские аспекты Диалектической теологии К. Барта
  • ЧЕРЕЗ ВЕРУ, ИЗЛЕЧЕНИЕ
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в мире тьмы вещей
  • Через веру исцеление
  • ЭТИКА ХРИСТИАНСКАЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь