СИНЬ СЮЭ

(кит. — учение о сердце) — направление в неоконфуцианстве. Долгое время в отечественном китаеведении господствовало представление, согласно которому неоконфуцианство состоит из двух направлений: объективно-идеалистического, рационалистического — «ли сюэ» («учение о принципе») и субъективно-идеалистического, ишуитивистского — «синь сюэ» . Эту историко-философскую дихотомию ввел в научный оборот Фэн Юлаяь, считавший основоположником первого направления Чэн И, а главным представителем — Чжу Си, основоположником второго — Чэн Хао, а главными представителями — Лу Цзююаня и Ван Янмина. Синонимичными «ли сюэ» и «синь сюэ» у Фэн Юланя являются выражения «школа Чэн [И] — Чжу [Си]» и «школа Лу [Цзююаня] — Ван [Янмина]» соответственно. Для обозначения же неоконфуцианства в целом Фэн Юлань использовал термин «дао сюэ цзя» — «школа учения (истинного] пути».

Однако данное терминологическое различение не отражает ни традиционную историко-философскую классификацию, ни взгляды большинства современных специалистов. Термины «ли сюэ» и «синь .сюэ» взаимозаменяемы. Напр., Чжань Жошуй ( 1466— 1560) постижение «небесных принципов» (тянь ли) определял как «синь сюэ», а Лу Цзююань, наоборот, использовал термин «ли сюэ», но не «синьсюэ». С одной стороны, «учение о сердце» было так же специфично для школы Чэн — Чжу, как и для школы Лу — Вана, поскольку в этом пункте их полемика с буддизмом достигала наибольшего напряжения, а с другой — в таких классических сочинениях, как «Ли сюэ цзун чуань» («Авторитетное изложение учения о принципе») Сунь Цифэна и «Мин жу сюэ ань» («Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин») Хуан Цзунси минское неоконфуцианство относится к разряду «учения о принципе», т. е. «синь сюэ» успешно погружается в «ли сюэ». Выдающийся историк китайской общественной мысли Цянь My, в целом отвергая деление неоконфуцианства на «ли сюэ» и «синь сюэ», доказывает, что различие между Чжу Си и Лу Цзююанем не может быть корректно проведено в рамках оппозиции ли — синь, более того, как раз для Чжу Си важнее понятие «сяот-сердце», нежели «ди-принцип», и поэтому чжусианство можно определить как разновидность «синь сюэ».

Соотношение между понятиями «ли сюэ» и «синь сюэ» скорее всего надо признать субординационным, а не координационным, как у Фэн Юланя. Если исходить из традиционных представлений, то это означает, что «синь сюэ» — разновидность или одна из теорий «ли сюэ». Допустимо, однако, и перевертывание данной субординации, т. е. признание того, что категория «ли» подчинена категории «синь». Выдающийся исследователь 20 в. Моу Цзунсань квалифицировал неоконфуцианство как «учение о сердце и [индивидуальной] природе» (синь син чжи сюэ), поскольку в его основе лежат два положения: 1) «[индивидуальная] природа есть принцип», 2) «коренное сердце (т. е. психика в изначальном состоянии. — А. К.) есть принцип». Но из этих положений видно, что переворачивание субординации «ли» и «синь» у Моу Цзунсаня имеет ценностный, а не логический смысл; не определяя специфику неоконфуцианства, категория «ли» тем не менее остается логически более общей.

Критики дихотомии ли сюэ — синь сюэ указывают на то, что представители обеих названных школ в равной Мере изучали и «принцип» и «сердце», а следовательно, деление поданному основанию некорректно.

Лит.: КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия.  М., 1983; ChanyC. The Development of Neo-Confucian Thought., v. 1-2. N.Y, 1957-62; Вагу W. T. de. Neo-Confucian rthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N. Y., 1981.

А. И. Кобзев

Просмотров: 681
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «Сведение ума в сердце»
  • АППАРАТ СЕРДЦЕ-ЛЕГКИЕ
  • КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА: УЧЕНИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
  • ЛУ СИНЬ
  • ЛУ СИНЬ
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ
  • СЕРДЦЕ
  • СЕРДЦЕ
  • СЕРДЦЕ
  • СЕРДЦЕ ЛЕГОЧНОЕ
  • СЕРДЦЕ ТРЕХКАМЕРНОЕ
  • СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
  • СИНЬ-благонадежность
  • СИНЬ-сердце
  • Сердце
  • Синь Сингоу-юаньшуай («главнокомандующий Синь Синьгоу»)
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение Декарта: процедуры, пути и результаты сомнения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь