ЛУНИН Михаил Сергеевич

[29 декабря 1787 (9 января 1788), Петербург — 3(15) декабря 1845, Акатуй, Иркутская губ.] — русский социальный мыслитель, декабрист. Из дворян, получил домашнее образование. В 1803—15 — на военной службе, участвовал в войне 1812—14. В 1816 вошел в Союз спасения, выступил с идеей установления конституционной монархии. В 1816—17 проживал во Франции, где принял католичество. В Париже встречался с X де Местром, А. Сен-Симоном, увлекся утопией построения общества, основанного на принципах христианской морали. 1817—21 — один из создателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Северного и Южного обществ. В восстании 14 декабря не участвовал. В 1826 Лунин был арестован и осужден на 15 лет каторжных работ. В 1836 вышел на поселение в село Урик Иркутской губернии. В 1841 вновь арестован и сослан в крепость Акатуй. Вероятна насильственная его кончина. В урикский период (1836—41) создал основные историко-политические сочинения. Агитационные по характеру «Письма из Сибири» (1836— 40) содержат критику различных сторон российской действительности, и прежде всего крепостного права. В работах «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» (1838), «Разбор донесения тайной следственной комиссии» (1839) анализировал цели, программу, причины неудачи декабристского движения. В «Розыске историческом» (1838) и «Общественное движение в России» (1840) проследил предпосылки возникновения его как движения политического. В сочинениях Лунина продолжился принципиальный спор декабристов с Карамзиным о роли самодержавия и движущих силах истории. Отрицая самодержавие по причине его надзаконности, он подчеркивал роль народа и сознательно делал акцент на народном характере дела декабристов. Лунин определил движение декабристов как «нравственное и умственное», а самих декабристов назвал «апостолами свободы». Есть основания полагать, что мыслитель намеревался написать труд по всеобщей истории, главная идея которого (судя по фрагментам) заключалась в том, что с развитием общества растет и свобода личности. Лунин оставался сторонником конституционного политического устройства. В соответствии со своим деистическим мировоззрением он полагал, что любая власть, взаимные обязанности и права равным образом исходят от Бога. Лунин убежден, что «вера превышает наш разум» — философия служит к обозначению пределов человеческого ума, тогда как Писание беспредельно. В «Записных книжках» он подчеркивает важную культурно-историческую роль католичества, которое способствовало установлению гражданственности и законности: «Католичество повсюду было источником конституционных принципов» (Соч. и письма. Пг., 1923, с. 211). Лунин не принимал православие, ибо подчиненная государству православная церковь, по его мнению, является «орудием политической власти» (там же, с. 181 ). Критиковал протестантизм как религию, граничащую с атеизмом.

Соч.: Письма из Сибири. М., 1988. Лит.: Гессен С. Я., Коган М. С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926; Эйдельмач Н. Я. Лунин. М., 1970; Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л.,1985.

И. Ф. Худушина

Просмотров: 466
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, или Принципы политического права»
  • «ПИСЬМА К СЕРЕНЕ»
  • «ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»
  • «ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ, или Английские письма»
  • АВТОРИТЕТ ПИСЬМА
  • БЕКЕТОВ Платон Петрович (1761-1836)
  • ГОДВИН Уильям (1756—1836)
  • Гамильтон Уильям | HAMILTON, SIR WILLIAM (1788-1836)
  • Гегель: Нюрнбергский период (1808-1816), Гейдельбергский (1816-1818), Берлинский (1818-1830) периоды
  • ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861)
  • ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836—61)
  • ЕВТУШЕВСКИЙ Василий Андрианович (1836-1888)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
  • ЛУНИН Михаил Сергеевич
  • ЛУНИН Михаил Сергеевич
  • ПИСЬМА, НАРУШЕНИЕ
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
  • РАМАКРИШНА (1836-1886)
  • РАМАКРИШНА (Гададхар Чаттерджи) (1836—86)
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ ЭКСПРЕССИВНОЕ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ХАРТАХАЙ Феоктист Авраамович (1836-1880)
  • ЭКСПРЕССИВНОЕ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА, СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ
  • Экспрессивное нарушение письма, связанное с развитием
  • Этикет письма (культура письма)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь