ИММАНЕНТНОЕ

(от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) — философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета. Имманентная критика строится как анализ последовательности проведения в доктрине ее собственных посылок.

Термин «имманентное» впервые появляется в схоластике в противопоставлении actio immanens и actio transiens, которое воспроизводило аристотелевское различение действия, результат которого остается целиком в нем самом (мышление), и действия, изменяющего внешний объект. Средневековая теология использовала понятие имманентного действия для характеристики познавательной деятельности бога (Отца), направленной на себя (Сына), в отличие от транзитивного действия сотворения мира.

Контроверза «имманентное — трансцендентное» в теологии и метафизике задает каркас для решения проблемы отношения бога к миру Христианские теологические доктрины вынуждены балансировать между этими противоположностями, так как элиминация одной из них влечет выводы, разрушительные для догмы. Признание бога имманентным миру определяет позицию пантеизма. Спиноза различает causa immanens и causa transiens. Бог, считает Спиноза, тождествен миру и поэтому является его имманентной, внутренней, причиной (causa sui), a causa transiens понимается им как причина, действующая извне, внешняя, В науке универсум рассматривается как сам из себя развивающийся и сам себя определяющий, самодостаточный и не нуждающийся во внешней силе.

В теории познания имманентное означает ограниченное пределами возможного опыта. В этом смысле понятие «имманентное» было использовано И. Кантом. В качестве одной из причин заблуждения он видит попытку распространить действие познавательных способностей — рассудка и разума—за границы их применимости. Основоположения рассудка и принципы разума могут быть отнесены только к предмета нашего опыта — феноменам; именно на этом основана законодательная сила рассудка и регулятивная сила разума. Эмпирическое применение рассудка и разума он считает имманентным, правомерным. Соответственно, эмпирически ориентированные основоположения рассудка и идеи разума Кант называет имманентными, а идеи, заставляющие нас выходить за границы возможного опыта и судить о вещах в себе (ноуменах), — трансцендентными.

Имманентное также имеет значение содержания сознания. Имманентная философия считает единственным бытием предмета его мыслимость, данность в сознании. Феноменология рассматривает предметы только как имманентные сознанию — как феномены; ее интересуют не сами предметы, а возможность их познания И способы их данности сознанию. Смысл предмета (ноэма) не является непосредственно данным сознанию, поэтому выступает как трансцендентный по отношению к нему Имманентен только сам интенциональный акт (ноэсис) и его материал — гилетические данные, однако, трансцендентный интенциональный объект имманентен сознанию, потому что он конституируется трансцендентальной субъективностью — сферой сущностного содержания сознания.

О. В. Вышегородцева

Просмотров: 812
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • CAUSA (CAUSA, REASON)
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории
  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи)
  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (понятие разума)
  • ИММАНЕНТНОЕ
  • ИММАНЕНТНОЕ
  • ИММАНЕНТНОЕ
  • ИММАНЕНТНОЕ
  • ИММАНЕНТНОЕ ВРЕМЯ
  • ИММАНЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
  • Идеи чистого разума
  • Идентификационный номер предмета
  • Имманентное и трансцендентное
  • КАТЕГОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ
  • КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Категориальная модель предмета в контент-анализе
  • Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии
  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Основоположения чистого рассудка
  • ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ)
  • Трансцендентное и имманентное
  • ЧИСТЫЕ ПОНЯТИЯ РАССУДКА
  • Экстенсивное определение предмета социологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь