ДЖЕНОВЕЗИ, Дженовезе Антонио

(1 ноября 1712, Кастильоне, Салерно — 23 сентября 1769, Неаполь) — итальянский метафизик, логик, теолог, политэконом. С 1737 священник. С 1738 в Неаполитанском университете слушает последние лекции Дж. Вико, с 1741 преподает там же метафизику, с 1745—этику. 1 ноября 1754 занимает там первую в Европе кафедру политической экономии («коммерции и механики»). Издает в Неаполе «Начала метафизики, изложенные математическим методом» в 4 т. («Ontosophia», 1743; «Principia philosophiae», 1747; «Principia theosophiae naturalis», 1751; «De principiis legis naturalis», 1952), «Начала логико-критического искусства» (Elementorum artis logico-criticae, libri V, 1745), курс политической экономии (Delle lezioni di commercio ossia di economia civile, 1765), работы по этике, праву, философии культуры, многочисленные учебники, автобиографию, частичный перевод и комментарий к «Духу законов» Монтескье. Заподозренные в ереси «Догматические, исторические, критические начала всеобщей христианской теологии» вышли посмертно (Universae christianae theologiae elementa dogmatica, historica, critica, 1771). Дженовези применил эмпиризм Дакка, с одной стороны, для отсечения «умствований, оторвавшихся от корневища мира и от практической пользы», а с другой—для защиты метафизики от агностицизма того же Локка. Эмпирически доказанная непознаваемость, а тем самым и неопровержимость вечных истин, выступает освободительным фактором, дающим возможность воспитательной и познавательной практике опереться на разум, опыт, традицию. Предопределяя мягкий тон всего последующего итальянского просветительства, Дженовези отождествляет человека, природу с культурой в споре против Руссо, винящего цивилизацию в несчастьях современности («Lettere accademiche sulla questione se siano pui felici glignoranti ehe gli scienziati», 1764). Цель утилитаристской этики Дженовези—«минимизация зла» через внедрение в массы чувства права и долга. В его меркантилизме источник национального богатства—положительный торговый баланс, для обеспечения которого рекомендуется умеренный протекционизм. Дженовези создал в Италии обширную школу просветительской публицистики, чтившую в нем своего родоначальника. П. Верри приветствовал в нем патриота, трудящегося над «улучшением участи человечества». Соч.: Autobiografia, lettere е altri scritti. Mil., 1962; Illiiministi italiani.—Riformatori napoletani. Napoli—Mil. 1962, p. 43—330. Лит.: Villari L. Il pensiero economico di A. Genovese. Firenze, 1959. В. В. Бибихин

Просмотров: 688
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • COGNITIO NATURALIS (NATURAL KNOWLEDGE)
  • «ВВЕДЕНИЕ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»
  • «КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»
  • «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии»
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ», «Первоосновы теологии»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «Начала» Евклида
  • «О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)»
  • «ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ.Творчество и объективация»
  • «РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века»
  • Аполлоническое и дионисическое начала в античной культуре
  • ЕСТЕСТОЗНАНИЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  • МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии
  • НАЧАЛА, КЛЕТКИ
  • НАЧАЛА-ПРЕКРАЩЕНИЯ КЛЕТКИ
  • Начала
  • Начала
  • О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики
  • ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация
  • Русская философия: борьба против и в защиту метафизики
  • СНА, РАССТРОЙСТВО НАЧАЛА И ПОДДЕРЖАНИЯ
  • СТИМУЛОВ, НАЧАЛА ДЕЙСТВИЯ, АСИНХРОНИЯ
  • ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА
  • Философия Мартина Хайдеггера. Начала и истоки
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь