АДОРНО (ADORNO) Теодор

(Визенгрунд-Адорно) (Theodor Wesengrund-Adomo) (11 сентября 1903, Франкфурт-наМайне—б августа 1969, Фисп, Швейцария)—немецкий философ, социолог, музыковед, один из ведущих теоретиков старшего поколения Франкфуртской школы. Выходец из обеспеченной буржуазной семьи (отец—предприниматель, мать—певица), вундеркинд в гимназические годы, Адорно изучал философию, социологию, музыковедение и психологию во Франкфуртском университете. Первую докторскую степень по философии получил в 1924 за работу о Гуссерле. Продолжил свое музыкальное образование в Вене, по возвращении в 1931 представил диссертацию «Кьеркегор. Конструкция эстетического». Затем примкнул к возглавляемому М. Хоркхаймером Институту социальных исследований. В 1934 эмигрировал в Великобританию, в 1938—в США, где возобновил сотрудничество с переместившимся в Нью-Йорк Институтом социальных исследований, участвовал в разработке ряда исследовательских проектов при различных университетах, в частности по проблемам масс-медиа и антисемитизма. Соавтор труда «Авторитарная личность» (The Authoritarian Personality. 1950). В 1941 совместно с Хоркхаймером приступил к созданию <Диалектики Просвещения» (Dialektik der Aufklaerung. Philosophische Fragmente. Amst., 1947)—программного произведения критической теории общества того времени. В эти же годы были написаны такие основополагающие его работы, как «Minima Moralia» (1951) и «Философия новой музыки» (Philosophie der neuen Musik. 1949). В 1949 вернулся во Франкфурт, был профессором в воссозданном Институте социальных исследований и его директором с 1959 (после отставки Хоркхаймера). Дважды (в 1963 и 1965) избирался главой Немецкой социологической ассоциации. Активный участник широко развернувшейся в 60-х гг. дискуссии по проблемам позитивизма (Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie). В этот период создаются самые известные его произведения: «Введение в социологию музыки» (Einleitung in die Musiksoziologie. 1962), «Негативная диалектика» (Negative Dialektik. 1967), «Эстетическая теория» (Asthetische Theorie. 1970).

Уже в «Диалектике Просвещения» четко очерчивается круг тем, разработке которых посвящено творчество Адорно в последующие годы. Центральное место среди них занимает проблема автономии субъекта, противостояния человеческой индивидуальности, руководствующейся принципом самозаконодательства разума (Кант), всем формам самоотчуждения и овеществления. Таковыми, в частности, являются процессы формализации и инструментализации разума в научном и философском познании, настаивающем на непреложной позитивности учреждаемой им картины мира и тем самым увековечивающем социальное насилие и порабощение. Заимствуемый из гегелевской диалектики радикальный негативизм призван разорвать порочный круг «вечного возвращения тождественного» в природе и в обществе. Негативная диалектика Адорно стремится развеять чары как традиционного мифа, так и вырождающихся в миф в ходе реализации программы Просвещения науки, техники и социальной практики, заставить вспомнить о принципиальной открытости человеческого существа опыту неведомого.

В зрелый период творчества Адорно (период «Негативной диалектики») эти идеи получают окончательное оформление в концепции «неидентичности», во всей полноте отразившей уникальное мироощущение философа. Направленная против всех видов «идентифицирующего мышления», всех типов «аффирмативной культуры» (Маркузе) критическая полемика имеет целью выявление способности к самотрансцендированию в качестве основной характеристики человеческой субъективности, делающей доступным ей опыт свободы, опыт нового и иного, забытого и вытесненного, утерянного и запретного. Тем самым позиция Адорно во многом сближается с идеями Шеллинга, Ницше, Фрейда и Батайя.

Соответствующим образом ориентированным оказывается и музыковедческое творчество Адорно. Прототипичным здесь является представленный им еще в «Диалектике Просвещения» антагонизм между преследующей лишь цели самосохранения самостью (Одиссей) и олицетворяемой пением сирен стихией и бездной бытия, одновременно губительной и невыразимо притягательной для гомеровского героя. В работах, посвященных творчеству А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, Г. Малера и др., музыка (а вместе с тем и искусство в целом) выступает в роли той сферы человеческого творчества, в которой самым явственным образом воплощается его «неидентичность» самому себе, потребность неустанного выхода за пределы всякой позитивности в иные, еще неизведанные измерения бытия.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986; Клогике социальных наук.—«ВФ», 1992, № 10; Диалектика Просвещения. Философские фрагменты, М.—СПб., 1997 (совм. с М. Хоркхаймером).

М. М. Кузнецов

Просмотров: 1135
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АДОРНО
  • АДОРНО
  • АДОРНО
  • АДОРНО (ADORNO) Теодор
  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО
  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор
  • АДОРНО (ADORNO), ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО Теодор (1903-1969)
  • АДОРНО (ADORNO), Визенгрунд-Адорно (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор (1903-1969)
  • АДОРНО (Визенгрунд-Адорно — WIESENGRUND-ADORNO) Теодор
  • АДОРНО (Теодор Визенгрунд)
  • АДОРНО ТЕОДОР
  • АДОРНО ТЕОДОР
  • АДОРНО Теодор
  • АДОРНО Теодор (1903—69)
  • АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (WIESENGRUND-ADORNO) Теодор (1903-1969)
  • Авторитарная личность (AUTHORITARIAN PERSONALITY)
  • Адорно (ADORNO) Визенгрунд-Адорно Теодор
  • Адорно Теодор
  • Адорно, Теодор
  • Возрастная классификация старшего поколения
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • МАСС-МЕДИА, МАССМЕДИА
  • Масс медиа
  • НЕМЕЦКИЙ ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Райк Теодор | REIK, THEODOR (1888-1969)
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь