|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
СОЦИАЛИЗМкомплекс учений, призванных реформировать человеческое общество с помощью обобществления средств производства и обмена под контролем государства. Впервые термин «социализм» употребил в 1822 г. англичанин Э. Каупер. Через 10 лет термин становится общепринятым. В 1833 г. мы находим его в сочинении Фурье «Индустриальная реформа». С августа 1836 г. по апрель 1838 г. Луи Рейбо опубликовал в «Журнале двух миров» серию статей, посвященных «современным социалистам», в которых анализируется мысль Сен-Симона, Фурье, Оуэна и их учеников. Go временем концепция социализма претерпевала значительные изменения: Бабёф развивает учение, близкое к коммунизму. Сен-Симон ориентируется на социализм, который сегодня мы бы назвали технократическим. Фурье мечтает о замене государства общиной. Во время Июльской монархии Э. Кабе (1788-1856) создает подлинно коммунистическую философию, тогда как Ф. Бюше (1796-1865) в то же время ограничивает социализм производственным объединением рабочих. О. Бланки (1805-1881) считает, что преобразование общества предполагает период диктатуры. Блан (1811-1882) вводит тезис о смешанной экономике, при которой государственный сектор будет сосуществовать с частным сектором, а независимые мастерские примут закон конкуренции. Теория Пру дона, стоящего у истоков анархистской мысли, по всей видимости, не слишком повлияла на общую теорию социализма. Маркс упомянет подобные теории как «социалистические утопии». В марксистской теории социализм— стадия развития общества, следующая за капитализмом и предваряющая собой коммунизм. От последнего она отличается сохранением государства (тогда как при коммунизме на смену государству придет содружество народов), диктатурой пролетариата, когда меньшинство (члены партии) управляет большинством (тогда как в коммунистической фазе правит весь народ, организованный в свои сообщества)*. Помимо сугубо марксистского смысла, термин «социализм» в более широком смысле, распространенном в Западной Европе, означает также так называемый «демократический социализм» — левое политическое движение, главная задача которого — улучшение социального положения трудящихся (при этом, разумеется, и речи нет о «диктатуре пролетариата»). С самого начала социалистическая мысль колеблется между определенным гуманизмом и строгим этатизмом, между стремлением к высшей справедливости и временным подавлением индивидуальной свободы граждан, необходимым для реализации идеала равноправия. Социалистические идеи оказываются плодотворными в теориях, касающихся распределения богатства в обществе, и гораздо менее плодотворными, когда речь заходит о средствах производства, необходимых ддЯ получения упомянутого богатства. Если их призвание — более справедливое распределение, то в сфере производства эффективнее всего, на наш взгляд, действует либерализм, основанный на личной инициативе, и свободное предпринимательство. В развитых западных странах подобное теоретическое противопоставление вот уже 20 лет как перестало быть актуальным, если, конечно, правительство не претендует на действия во имя конкретного философского учения, а общественный прогресс измеряется не столько организацией общества, сколько «покупательной способностью» его граждан. Если у правительства и есть выбор, то это выбор между сосредоточением внимания на свободе или же на безопасности. Избыток свободы ведет к созданию беспрецедентного экономического рычага, но именно это привело к несправедливостям экономического либерализма конца XIX в. Чрезмерное внимание к безопасности ведет, в конечном счете, к пренебрежению человеческим фактором и к использованию индивидов в целях государства. Подобное противопоставление само оказывается ограниченным в условиях национальной жизни современных стран: в сфере экономики нации постоянно конкурируют между собой, и каждая должна стараться сохранить высокий уровень производства (обеспечивающий ее сохранность) в сочетании с максимумом свободы, досуга и процветания индивидов (оправдывающим ее существование в человеческом и политическом плане).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|