Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СОЦИАЛИЗМ



СОЦИАЛИЗМ

(франц. socialisme, от лат. socialis общественный), 1) первая (низшая) фаза коммунистиче­ской общественно-экономической формации. 2) С. на­учный - марксистско-ленинская теория, обосновываю­щая историч. необходимость установления коммунистич. формации, пути её созидания и принципы её организации. 3) Различные учения, в к-рых в качестве цели и идеала выдвигается установление С., но в к-рых представления о С. и способах его достижения отли­чаются от научного С.

Ещё в «Манифесте Коммунистич. партии» (1848) К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали существование раз­личных теорий С., противостоящих научному. За прошедшее с тех пор время неизмеримо возросло влия­ние марксизма. Давно ушли в прошлое многие из тех форм С., с к-рыми боролись авторы «Манифеста». Но борьба между различными теориями С. продолжается. После Октябрьской революции 1917 социалистич. воз­зрения развивались в русле двух взаимосвязанных, хотя и неравнозначных процессов. С одной стороны, на основе практики социалистич. строительства снача­ла в Сов. Союзе, а затем и в др. странах, углублялась и совершенствовалась науч. марксистско-ленинская теория С. С другой - по мере того, как идеи С. охва­тывали всё более широкие и разнообразные слои населения, стали интенсивно разрабатываться концеп­ции С., связанные с интересами и настроениями кресть­янства, мелкой буржуазии, средних слоев и др. непро­лет. социальных групп. Такие концепции, хотя они в той или иной форме отразили влияние марксизма, в своём развитии привели к созданию схем социалистич. общества, значительно отличающихся от марксистской теории и практики, сложившейся в странах С. Развитие науч. С. оказывает воздействие на содержание социа­листич. теорий непролет. типа. Вместе с тем такие теории могут оказывать воздействие и на науч. учение о С., искажая и деформируя его.

В своё время, имея в виду существование правого оп­портунизма, центризма и большевизма, В. И. Ленин писал о «трех направлениях в всемирном социализме» (см. ПСС, т. 37, с. 458). Ленинский подход применим и сегодня. Как ни различны по своему содержанию представления о С., как ни остры столкновения между ними, вдохновляемые ими обществ. движения (правда, в разной степени) объективно - зачастую против воли тех или иных лидеров этих движений - противополож­ны капитализму. Это позволяет нам, анализируя ми­ровой революц. процесс, говорить о «всемирном социа­лизме» как о специфическом, внутренне противоречи­вом феномене, развитие к-рого, если иметь в виду идеологическую плоскость, включает в себя взаимодействие и борьбу трёх больших групп теорий, трактующих о С.

1) Научная, марксистско-ленинская теория, к-рая разрабатывается в социалистич. странах, а также коммунистич. и рабочими партиями всего мира.

2) Социал-демократич. воззрения; многие из них ге­нетически связаны с марксизмом, однако ныне эти воззрения развиваются на основе иных филос. и политич. предпосылок и находят практич. выражение в политике правосоциалистич. партий.

3) Различные социалистич. учения мелкобурж. типа, возникшие в основном на базе нац.-освободит. движе­ния и, как правило, теснейшим образом переплетён­ные с националистич. и религ. представлениями.

С., как научная теория, был создан в сер. 19 в. Марк­сом и Энгельсом, к-рые опирались на предшествующие достижения философии, политэкономии и утопического социализма. На основе открытого ими материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс рассматривали С. как закономерный результат естественноисторич. раз­вития. Основоположники марксизма в общей форме обозначили контуры и осн. принципиальные особен­ности будущего общества. Вместе с тем они, в отличие от социалистовутопистов, никогда не пытались создать детально разработанный проект социалистич. обществ. организма, полагая, что это должны сделать люди, на чью долю выпадает практич. работа по строительству социалистич. общества. На таких же методологич. по­зициях стоял и В. И. Ленин. В 1918 он говорил: «Дать характеристику социализма мы не можем; каков со­циализм будет, когда достигнет готовых форм - мы этого не знаем, это сказать не можем. Сказать, что эра социальной революции началась, что мы тото сделали и тото сделать хотим - это мы знаем, мы скажем, и это покажет европейским рабочим, что мы, так сказать, не преувеличиваем свои силы нисколько: вот что мы начали делать, что собираемся сделать. Но чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социа­лизм - мы этого не знаем» (там же, т. 36, с. 65).

Борясь против самодовольных доктринёров, к-рые считают себя счастливыми обладателями совершенных «чертежей» нового общества и видят секрет успеха в том, чтобы действовать в строгом соответствии с ними, Ленин не уставал повторять, что дорога к социализму «...никогда прямой не будет, она будет невероятно слож­ной...» (там же, с. 47), что строительство социализма - это творчество миллионов, непрерывный поиск. «Мы с самого начала говорили - заявлял Ленин в 1922 на 11-м съезде РКП(б) - что нам приходится делать непо­мерно новое дело и что если нам быстро не помогут товарищи рабочие стран более развитых в капиталисти­ческом отношении, то дело наше будет невероятно труд­ным, в котором будет, несомненно, ряд ошибок. Глав­ное: надо трезво уметь смотреть, где такие ошибки допущены, и переделывать все сначала. Если не два, а даже много раз придется переделывать все сначала, то это покажет, что мы без предрассудков, трезвыми глаза­ми подходим к нашей величайшей в мире задаче» (там же, т. 45, с. 75-76).

Принципиальные установки марксизма давали на­дёжные общие ориентиры, указывали верное направле­ние строительства социализма. Но - и об этом не уста­вал напоминать Ленин - реализация этих установок, наполнение их конкретным содержанием, словом, пе­реход от социальной теории к социальной практике - это творческий процесс, требующий новых подходов и решений.

В работах Маркса и Энгельса, а также в дореволюц. произведениях Ленина победа С. связывалась с ликви­дацией товарно-денежных отношений и соответственно введением прямого продуктообмена. В политич. плане, исходя из опыта Парижской Коммуны, предполагалось заменить постоянную армию, полицию, чиновничество «...государственной машиной в виде вооруженных ра­бочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции» (там же, т. 33, с. 100). В целом низшая фаза коммунизма (социализм) рассматривалась как относи­тельно кратковременная и по существу переходная ста­дия развития нового общества.

Жизнь, подтвердив главное, основное в научной тео­рии С., вместе с тем оказалась сложнее представлений, к-рые были развиты до победы социалистич, револю­ции. Поэтому уже в первые годы Сов. власти Ленин, опираясь на общие принципы науч. С., развивает и конкретизирует прежние представления об особен­ностях социалистич. общества. В острых спорах и дис­куссиях постепенно формируется ленинский план строительства социалистич. общества.

С тех пор, как был разработан этот план, прошло более шести десятилетий. «В результате самоотвержен­ного труда советского народа, теоретической и практи­ческой деятельности Коммунистической партии Совет­ского Союза - говорится в Программе КПСС - человечество получило реально существующее социалистическое общество и проверенную на опыте науку о построении социализма. Столбовая дорога к социализму проложена» (1976, с. 19). Выйдя за рамки одной страны, С. превратился ныне в мировую систему.

В результате обобщения практики развития С. более зрелыми и глубокими стали теоретич. представления о С., об его конкретно-историч. формах и месте в исто­рии коммунистич. обществ. формации. Реальная исто­рия С. выступает как историч. наполненная неожидан­ными и крутыми поворотами, к-рых, говоря словами Ленина, «никакой Маркс и никакие марксисты» предви­деть не могли и не могут, самокритичным пересмотром устаревших воззрений, поисками таких социальных форм и политич. институтов, к-рые в наибольшей сте­пени соответствовали бы идеалам С.

Опыт социалистич. преобразований, накопленный в СССР и других странах, полностью подтвердил прин­ципиальные положения марксизма-ленинизма о харак­тере социалистич. общества. С.- это общество, основы­вающееся на обществ. собственности на средства произ­водства при планомерном развитии всего народного хозяйства. При С. отсутствуют эксплуататорские клас­сы и эксплуатация человека человеком.  Политич. власть (диктатура пролетариата  в переходный к социа­лизму период и общенародное государство в условиях победившего социализма и перехода к коммунизму) принадлежит трудящимся, при руководящей роли ра­бочего класса. Социализм - это общество, возникнове­ние и развитие к-рого неразрывно связано с руко­водящей, направляющей деятельностью марксистско-ленинских, коммунистич. партий, идущих в авангарде социального прогресса.

Практика Сов. Союза и др. социалистич. гос-в пока­зала, что, наряду с общими фундаментальными законо­мерностями строительства и функционирования С., существуют различия в методах его строительства, а также в тех конкретных формах, к-рые принимает социалистич. общество. В общем виде такие различия были предсказаны ещё классиками марксизмалениниз­ма. Новое общество, писал Ленин, имея в виду С., есть «...абстракция, которая воплотиться в жизнь не может иначе, как через ряд разнообразных, несовершенных конкретных попыток создать то или иное социалистиче­ское государство» (там же, т. 36, с. 302). Строительство С. в различных условиях, при наличии общих законо­мерностей, неизбежно ведёт к сопоставлению опыта, к взаимному обсуждению и оценке различных форм организации экономич., политич. и духовной жизни общества. Все это обогащает теорию науч. С.

К числу достижений коллективной марксистско-ле­нинской мысли, обобщившей опыт братских стран, относится положение о развитом (зрелом) С. В общей фор­ме понятие «развитый» С. встречается у Ленина (см. ПСС, т. 36, с. 139). В 50-х гг. это понятии было конкре­тизировано на основе практич. опыта, накопленного рядом социалистич. гос-в. К этому времени в большин­стве европ. социалистич. стран в основном закончился переходный период от капитализма к С. и начался соб­ственно социалистич. этан развития.

Вместе с тем выявилось противоречие между научно констатированным фактом победы С. (господство со­циалистич. обществ. отношений) и относительной не­развитостью материально-технич. базы, не достаточно высокими (по сравнению с развитыми капиталистич. странами) производительностью труда, эффективностью обществ. производства, уровнем материальной жизни трудящихся. Теоретич. осознание этого противоречия привело к выводу о необходимости выявить все возмож­ности, заложенные в социалистич. обществе.

Развитое социалистич. общество представляет собою закономерную ступень социально-экономич. зрелости нового строя в рамках первой фазы коммунистич. фор­мации, когда вполне упрочившийся С. развивается на своей собств. основе. Для развитого С. в СССР харак­терны: высокоразвитые производительные силы,  обе­спечивающие заметный поворот экономики ко всё более полному удовлетворению многообразных материальных и культурных потребностей людей; органическая целостность и динамизм социальной системы, к-рая опирается на перерастание союза рабочего класса и крестьянства в союз всех работников физич. и умств. труда, образование исторически новой социальной и интернациональной общности - советского народа; все­стороннее совершенствование социалистич. демократии, общенародного государства; последовательно научный характер политич. руководства, управления обществ. процессами; утверждение социалистич. образа жизни с присущими ему высокой культурой, материалистич. мировоззрением, социальным оптимизмом. Переход к развитому С. означает завершение перестройки всей совокупности обществ. отношений на внутренне прису­щих С. коллективистских началах. Познание и исполь­зование всех возможностей развитого С. есть одновре­менно и переход к строительству коммунизма. Этап зрелого, развитого С.- независимо от специфич. усло­вий отд. стран - можно рассматривать как необходи­мое звено социальных преобразований, относительно длительную полосу развития на пути от капитализма к полному коммунизму.

Многообразие методов строительства С., форм орга­низации социалистич. общества может иметь позитив­ный характер лишь в том случае, если оно базируется на едином понимании осн. принципиальных особенностей социалистич. общества. Когда эта единая марксистско-ленинская основа начинает игнорироваться, когда в ущерб общим принципам преувеличиваются, абсолю­тизируются частные особенности социалистич. разви­тия той или иной страны или же когда опыт одной страны возводится во всеобщую истину, обязательную для всех, тогда речь идёт уже не о многообразии социа­листич. опыта, а о серьёзных нарушениях принципов С. - нарушениях, к-рые в своём развитии могут уво­дить всё дальше от науч. понимания С.

Это обстоятельство подтверждается практич. опытом, накопленным в мировой системе С., внутри к-рой вы­явились две крайности, два односторонних, а потому и ошибочных, подхода к пониманию С. В одном случае, полностью игнорируя объективные закономерности историч. развития, руководящие группы пытаются форсировать социальный прогресс  путём применения прежде всего адм., насильств. средств. Подмена естественноисторич. развития в сторону С. серией принуди­тельно организуемых мер ведёт к дезорганизации обществ. жизни.

Другая крайность связана с неоправданным суже­нием сферы деятельности и принижением роли партии,гос-ва и др. центр. учреждений, с подменой социали­стич. демократии политич. либерализмом бурж. толка. В таких условиях развитие общества начинает приоб­ретать всё более ярко выраженные черты стихийности, к-рые при известном стечении обстоятельств могут при­вести к росту антисоциалистич. сил и тенденций и по­ставить под угрозу завоевания С.

Коммунистич. и рабочие партии стран социалистич. содружества ведут решит. борьбу со всякими - «левыми» и правыми - уклонами от подлинного марксистско-ленинского понимания социалистич. общества. Такая борьба не означает стремления к унификации форм и методов организации обществ. жизни на социалистич. началах. Разнообразие путей, ведущих к коммуниз­му - это закон обществ. развития. Можно утверждать, что в дальнейшем, по мере перехода человечества к ком­мунизму, различия в организации обществ. жизни, ха­рактерные для отд. государств и районов мира, будут становиться всё менее заметными. Однако в нашу эпо­ху, когда в орбиту С, втягивается всё большее число народов, находящихся на разных ступенях развития, многообразие будет возрастать. Речь, следовательно, идёт не о том, чтобы как-то затормозить этот процесс, а о том, чтобы направить его развитие в соответствии с духом творч. марксизма-ленинизма, развивающего и совершенствующего науч. представления о С.

Вторая группа социалистич. теорий - это теории социал-демократич. типа. Для большин­ства их авторов характерен полный или почти полный отказ от марксистских представлений о С. и методах борьбы за социалистич. переустройство общества. Ли­деры и теоретики совр. социал-демократии, несмотря на имеющиеся между ними различия во взглядах, счи­тают ключевой проблемой проблему постепенного «улучшения» капитализма, постепенной его «трансформации», что, по их мнению, должно вести к гума­низации и демократизации обществ. жизни на всех уровнях и во всех сферах. В «этическом» варианте правосоциалистич. доктрина делает упор на априорность и всеобщность социалистич. идеала (см. «Этический со­циализм»). В отличие от науч. С., к-рый кладёт в основу анализа всех обществ. явлений, в т. ч. и положения личности в обществе, прежде всего изучение экономич, отношений и рассматривает С. как результат объектив­ного развития и революц. разрешения социальных ан­тагонизмов, пронизывающих всё капиталистич. общест­во, социал-демократы «выводят» С. из разного рода моральных, этич. импульсов. Они рассматривают борь­бу за С. не как революц. политич. борьбу рабочего класса, идущего во главе всех трудящихся, а как «нрав­ственную задачу», в решении к-рой должно принимать участие всё общество, т. е. и рабочие и капиталисты. Рисуя заманчивые картины грядущего «освобожде­ния человека», социал-демократич. теоретики фактически игнорируют те реальные социальные условия, с учётом к-рых это освобождение может произойти (см. Реформизм). По существу, когда правые лидеры социал-демократов говорят о С., они имеют в виду не общество, принципиально противоположное капита­листич. строю жизни, а своеобразный социальный гиб­рид, объединяющий «кусочки» С. и капитализма и представляющий собой фактически тот же, но «облагоро­женный» капитализм. Естественно, что при таком подходе прокламированная гуманизация обществ. от­ношений остаётся утопией. И это доказывается не толь­ко теоретически, но и практикой тех гос-в, где социал-демократы длит. время находились у власти и где, по их собств. признанию, фундамент капитализма остаётся в неприкосновенности, а человек продолжает быть объ­ектом манипуляций со стороны неподконтрольных ему сил и институтов. Это отнюдь не отрицает того, что правые социал-демократы, находясь у власти, под давлением рабочего класса проводят определ. социально-экономич. мероприятия, улучшающие жизненный уровень трудящихся. Однако эти мероприятия осущест­вляются в рамках капитализма и в конечном счёте направлены на то, чтобы сделать его более гибким, более приспособленным к существованию в совр. историч. условиях.

Третья крупная группа социалистич. теорий возникла после 2-й мировой войны и связана с успехами антиимпериалистич. нац.-освободит. движения во мн. странах, растущим влиянием мировой системы социализма. Анализ этих теорий и связанной с ними социальной практики показывает, что соединение С. с нац.-освободит. движением даёт чрезвычайно своеобразную картину. Это своеобразие связано с тем, что социалистич. идеалы не имеют здесь адекватной экономич. и социально-политич. основы; они как бы «накладываются» извне на действительность, к-рая характеризуется крайней отсталостью социально-экономич. и политич. структур, живучестью архаич. форм обществ. жизни, абсолютным преобладанием непролет. слоев населения. Социальной опорой революц. демократии, к-рая выдвигает социалистич. лозунги, служит не рабочий класс,  чьё сознат. влияние на обществ. развитие в рассматриваемых районах мира по­ка ещё весьма ограничено, а националистически наст­роенная интеллигенция, мелкобурж. и полупролет. гор. элементы и крестьянские массы. В таких условиях поворот к С. зачастую осуществляется не через классо­вое отрицание капитализма, а через антиимпериалистич. национализм. С. в рамках таких представлений высту­пает как обществ. строй, обеспечивающий в первую очередь нац. возрождение, быстрое экономич. развитие и абстрактную социальную справедливость. Такие объективные обстоятельства, а также своего рода «ин­струментальное» понимание С. определяют специфику рассматриваемых идеологич. концепций. Во-первых, они имеют ярко выраженный эклектич. характер, до­вольно причудливо соединяя фрагменты, заимствован­ные из различных источников (науч. С., социал-демо­кратизм, утопич. С.). Во-вторых, непременной частью большинства рассматриваемых идеологий является на­ционализм - и как универсальная доктрина, и как практич. политика, ставящая нац. вопрос выше (впе­реди) социального. В-третьих, эти социалистич. пред­ставления тесно переплетены с религией. В одном слу­чае идеалы С. выводят из этич. максим Корана, в дру­гом - из буддийских источников, в третьем - из при­митивных верований афр. племён, но в любом случае соединение С. и религии рассматривается не как эмпи­рический факт, а как доктринальное, конституирующее свойство соответствующего «социализма». Вчетвёртых, для многих из данных типов социалистич. учений ха­рактерна идеализация порядков и нравов, связанных с родо-племенными отношениями, и попытка сохранить и укрепить эти отношения как «естественную», само­бытную основу того или иного «С.».

Указанные осн. особенности в каждом конкретном случае выступают в различных сочетаниях. Напр., если более заметно влияние марксизма-ленинизма, со­циалистич. ориентация связывается с классовой борь­бой. Если же превалируют воззрения, идущие от соци­алдемократии, в центр понимания ставится классовая гармония. Отсюда - и дифференциация в политике, в темпах и методах тех социальных преобразований, к-рые, по мнению их организаторов, ведут к С.

Рассуждая в общеисторическом плане, можно утверж­дать, что по мере укрепления и развития социалистич. отношений в гос-вах, принадлежащих к мировой си­стеме С., по мере успешного продвижения к коммунизму в Сов. Союзе, науч. С. оказывает и будет оказывать всё большее влияние на характер и содержание немарксистских социалистич. теории, на социальную практику во всём мире. В то же время, экстраполируя на ближай­шую перспективу осн. черты нынешней ситуации, нель­зя не прийти к выводу, что разнообразие позиций в вопросах о С. может усиливаться. Это делает особенно острой и актуальной проблему политич. союзов, един­ства действий всех политич. сил, ориентирующихся на развитие в социалистич. направлении. Марксистыленинцы являются активными сторонниками таких союзов. Коммунисты, придавая решающее значение единству рабочего класса, высказываются за сотрудни­чество с социалистами и социал-демократами.

Коммунисты активно борются за укрепление сотруд­ничества с теми силами национальноосвободит. движения, к-рые придерживаются социалистич. ориентации. Стремление к сближению всех политич. сил и массовых движений, выступающих, хотя и с разных позиций, против империализма, за преобразование мира на социалистич. началах, отнюдь не означает отказа от принципиального подхода к оценке этих позиций. Коммунисты, сторонники марксистско-ленинского, науч. С., убеждены в своей правоте и отстаивают свои позиции, показывая ограниченность, половинчатость немарксистских социалистич. теорий. См. также ст. Коммунизм и лит. к ней.

Просмотров: 952
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • “ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА” ТЕОРИЯ, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Война всех против всех
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Государство и война всех против всех
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • Конвенция о Ликвидации всех форм Дискриминации Женщин
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • МАССОВОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Мобилизационное развитие общества
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ТЕОРИИ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  • Теории массового общества



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь