НАУЧНЫЙ  ДУХ

предрасположенность мысли к науке, то есть к объективному и универсальному познанию. Его называют также позитивным духом. Его идеал — заменить восприятие вещей познанием их законов: «постоянных отношений» между феноменами.

Формирование научного духа. Научный дух характерен для науки, т.е. для объективного познания. Он приемлет лишь контролируемые факты и ясные идеи и всюду вносит потребность в доказательстве. Он исключает субъективное, то есть верования, страсти, относительность нашего чувственного познания. Отличается от религиозного духа, ставящего веру выше разума и направленногоьна сверхъестественные объекты и опирающегося на традицию; от эстетического, или художественного духа, взывающего к чувственности и к творческому воображению. Научный дух — это по сути своей «критический дух в приложении к позитивному объекту» (Конт, «Курс позитивной философии», 1830-1842). Научное объяснение противостоит мистическому, объясняющему феномены через вмешательство одной или нескольких сверхъестественных сил, таких как мана в полинезийских обществах. В «Курсе позитивной философии» Конт описывает три стадии движения человечества к научному духу*. Первая — «теологическая стадия», когда мы объясняем тот или иной феномен вмешательством сверхъестественных сил. Вторая — «метафизическая стадия», когда мы объясняем феномен абстрактными словами; речь идет о рациональном, но чисто формальном объяснении, взывающем к Богу, судьбе, предустановленной гармонии. Часто приводимый пример: «Почему мак наводит сон? В силу своей способности усыплять». Ничего не объясняется, но всему дается название. Третья — «позитивная стадия», когда мы объясняем феномен на основе его отношений с другими феноменами, т.е. на основе законов. Конт предложил свою классификацию наук, в зависимости от-прогресса научного духа. Первые, ставшие в античности позитивными, науки — математика, затем астрономия; к XVII в. к ним присоединились физика и химия; к концу XVIII и XIX вв. — биология; и наконец, с Контом (1798-1857) — наука о человеке, которую он называет социологией, или наукой о «социальных фактах». Эта классификация идет от простого к сложному. Приложение математики к наукам о человеке, практикуемое, например, при изучении рекламы (на определенной ступени реклама лишь весьма незначительно повышает уровень продаж, а при слишком навязчивом ее применении может даже вызвать снижение уровня продаж), характерно для XX в. Башляр писал по этому поводу в книге «Новый научный дух» (1934): «Математика спустилась с неба на землю»; ведь сначала ее применяли для изучения звездного неба, и лишь совсем недавно стали применять для изучения Земли и живущих на ней людей.

Просмотров: 731
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (УРОВЕНЬ или ФАЗА)
  • АНАЛЬНО-САДИСТСКАЯ СТАДИЯ (УРОВЕНЬ или ФАЗА)
  • Выбор дисциплин для изучения
  • Выбор курсов для изучения
  • ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ)
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДУХ ИММАНЕНТНЫЙ (или ДУХ ВСЕЛЕННОЙ)
  • Дух науки
  • Дух философии
  • КЛЕТКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АКТИВНОСТИ
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Сенсомоторная стадия или уровень, период
  • Сила духа (твердость духа)
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь