ИДЕЯ

содержимое ума. В повседневном языке — общее представление о чем-либо. Например: «У меня идея. Я знаю, что нужно делать». В философий — абстрактное представление, созданное мыслью о живом существе, отно-ы шении между вещами, объекте: идея красоты, блага. Идея отличается как от плода воображения (видение, мечта), так и от восприятия (я рассматриваю того или иного индивида). Следовательно, идея — это объект мысли как таковой, шслимое, а не сама чувственная вещь: человек может об-[адать теми или иными особенностями (быть высоким, низкорослым, блондином, брюнетом и т.д.), наша же идея о че-ювеке не будет ни высокой, ни низкорослой, но должна отражать его общевидовые особенности (двуногий, разум-(ый...). В повседневной жизни идеи часто рождаются в споре, когда каждый может свободно высказаться. В отличие от эмоций, которые могут быть выражены криком или даже просто жестом, идеи выражаются посредством языка, устного или письменного. Именно поэтому выражение идеи, в отличие от выражения чувства, исключает какой бы то ни было фанатизм. Идеи могут быть качественно различными: темными, смутными, ясными и четкими. В «Размышлении о познании, истине и идеях» (1684) Лейбниц дает им четкое., определение: «Идея считается темной, когда она не позволяет нам узнать свой объект. Идея является смутной, если мы можем лишь отнести ее к некоторой группе обозначаемых ею объектов. Идея называется ясной, если мы сразу можем узнать обозначаемый ею объект. Идея будет четкой, когда я смогу не только узнать ее, но и проанализировать все составляющие ее элементы». Путь от затемненности к четкости — это путь от неопределенности к определенности. Идея по природе своей является общей, в том смысле, что она приложима к целому классу индивидов. Общая идея имеет две логические характеристики: объем — количество индивидов, к которым она приложима, и значение — совокупность качеств, определяющих этих индивидов. Например, если речь идет об идее человека: белый, желтый, черный, ...Жанн, Пьер, Поль... определяют объем, а термины — двуногий, разумный... — определяют значение. Когда мы говорим об объеме, используется термин «общая идея», когда же подразумевается значение — слово «понятие». Чтобы составить себе общую идею, следует абстрагироваться (ab-strahire — извлечь из), извлечь из опыта черты, общие для того или иного класса объектов. Вопрос о процессе абстракции возвращает нас к проблеме природы и источника идей. Природа идеи: является ли она просто репрезентацией, чем-то вроде «картины»? (Декарт, «Метафизические размышления», 1641, Разм. III): «Среди моих мыслей есть такие, что представляют собой что-то вроде образов вещей, только к ним в полном смысле слова и применимо название идей: например, когда я представляю себе человека, химеру, небо или ангела, или даже Бога. Но кроме этого существуют и другие, обладающие несколько иной формой: например, когда я чего-то хочу, боюсь, утверждаю или отрицаю, то я конечно воспринимаю это что-то как повод для действия моего ума, но этим действием я также прибавляю что-то к моей идее об этой вещи; из такого разряда мыслей одни мы называем волей или аффектами, другие — суждениями». Картезианские философы — Спиноза и Лейбниц —дополнили этот анализ и показали, что в действительности мы не «представляем» себе идею, а «понимаем» ее: понимание — это акт воплощения в уме, к тому же обычно направленном на «интеллектуальное отношение». Идея — это «понятие души, формируемое душой в силу того, что она обладает способностью мыслить» («Этика», 1675). «Я ни в коей мере не имею в виду под идеями образы, вроде тех; что образуются в недрах глаза». Истинная идея — это идея действительно мыслимая и несущая в себе очевидность истины (истина — это index sui, знак самой себя). Таково определение адекватной идеи. Ту же самую мысль имеет в виду и Лейбниц, определяя идею как «тенденцию», силу.

Происхождение идей: мы различаем идеи, полученные опытным путем — Платон (в своих «Диалогах») называет их ощущениями, или мнениями, Декарт — «побочными» идеями: это «общие» идеи (возникающие в результате повторения определенного количества фактов в неизменном порядке: такова общая идея, что холода наступают зимой, а жара — летом), — и те, источник которых — дух или разум. Платон употреблял термин «идея» в применении к таким абстрактным понятиям, которые составляют сущность вещей. «Мы считаем.., что есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи». («Государство», 6). «Идеи, как, например, идея красоты, не знают ни рождения, ни смерти» и существуют вечно («Пир»); верно также и то, что любой человек, даже самый непросвещенный, может быть полноценным знатоком прекрасного. Декарт скажет о «врожденных идеях», имея в виду математическую очевидность (идея круга существует и до того, как я ее мыслю, и после), а также идею субстанции или Бога. Кант («Критика практического разума», 1788) в тех же терминах будет говорить об идее морального долга, справедливости. Идеи являются не общими, а «универсальными». Он же проведет различие между понятиями и идеями («Критика чистого разума», 1781). Те и другие априорны (предшествуют всякому опыту) и существуют в качестве виртуальности, возможности, которые раскрываются только в опыте. Возьмем, например, понятие «отношения» или понятие «причинности»: когда я рисую прямую линию между двумя звездами, реально эта линия не существует, она целиком порождение ума, как тип самого простого отношения; любой человек непосредственным образом воспроизводит это отношение, но для того, чтобы понятие заработало, должно существовать два объекта. Точно таким же образом существует некое физическое событие, для которого разум непосредственно ищет «причину», используя естественную предрасположенность ума. Такая предрасположенность «делает возможной» (трансцендентальные понятия) мысль о мире. Но понятие соотносится с интуицией и образует восприятие или опытное знание. Наоборот, «под идеей я понимаю необходимое рациональное понятие, такое что никакой соответствующий ему объект не может быть дан посредством органов чувств. Например, вещи мира должны здесь быть таковы, как если бы они были обязаны своим существованием высшему разуму». «Трансцендентальные идеи», которые • Кант анализирует в 3-й части «Критики чистого разума» («Трансцендентальная диалектика»), соответствуют понятиям, непосредственно используемым умом для мышления о мире (отношение, причинность, анализ целого и частей и т.д.), но взятым в бесконечной перспективе: возьмем, например, уже упомянутый пример с прямой линией, которую наш ум чертит между звездами, чтобы нарисовать созвездие: когда отрезки прямой приложимы к реальным точкам, мы имеем реальное знание; но когда мы продолжаем прямую до бесконечности, можно задаться вопросами: куда она ведет?; конечен или бесконечен универсум! Здесь мы имеем дело с идеей в кантовском смысле слова, идеей, которой не соответствует никакой опыт. Кант определяет три основные сферы развития идей: сущность души (психологическая идея), природа материи (космологическая идея) или первопричина мира (Бог — теологическая идея). Но никогда никакой опыт не сможет ответить этим идеям, и они никогда не станут понятиями, соответствующими реальному знанию. Они останутся объектом абстрактных или вербальных дискуссий. Но зато мы несем в себе идею бесконечного, которая является уже не объектом познания, но источником действия, это моральный долг («Критика практического разума»). Моральное действие, в отличие от заинтересованного действия или технического жеста, мотив и цель которых ограниченны, — это единственное действие, несущее в себе смысл бесконечного и передающее идею. См. Истина, Заблуждение, Суждение, Разум.

Просмотров: 1085
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АБСТРАКТНАЯ ИДЕЯ (ИЛИ КАЧЕСТВО)
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • Идея
  • Идея
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • Идея
  • Идея
  • ИДЕЯ
  • Идея
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • Идея
  • Идея
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ
  • ИДЕЯ БОГА
  • Идея развития О.Шпенглера
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (понятие разума)
  • Лейбниц: Идея лучшего из миров и ее этические следствия
  • Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека
  • Что такое русская идея?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь