ГОСУДАРСТВО

политический организм, созданный обществом. Различают две юридические категории: составное, или федеральное, государство и единое государство, определяемое территорией, населением, языком, правительством. Между этими двумя формами расположено понятие конфедеративного государства, в котором решения могут быть приняты только при единогласной поддержке субъектов федерации. Понятие государства ведет свое начало от понятия города (civitas). Философы с давних пор задавались вопросом о природе связи или договора, объединяющего членов общества и его правителей: английский философ Гоббс знаменит своей теорией политической власти, изложенной в работах «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651): в естественном состоянии человек движим лишь желанием и страхом, отсюда ;— ситуация непрерывного конфликта («война всех против всех»), когда «человек человеку волк». Тогда разум, который является не божественной способностью, но просто способностью рассчитывать благоприятные и неблагоприятные последствия, предлагает решение проблемы: государство. «Под государством мы понимаем тот факт, что воля одного человека, в силу договора с большим количеством людей, должна восприниматься как их общая воля, так чтобы она могла использовать силы и ресурсы частных лиц для поддержания мира и защиты всех» («О гражданине»). Для Руссо «государство, или гражданское общество,  представляет собой единую моральную личность, жизнь которой подчинена объединению ее членов» («Общественный договор», 1762). Его целью является «безопасность и благосостояние его членов» (там же). Проблема природы Общественного договора — это именно государственная проблема: «Найти такую форму объединения, которая, посредством общей силы, защитит и сохранит личность и блага каждого члена объединения и при которой каждый, объединившись со всеми, будет при этом подчиняться лишь самому себе и останется при этом таким же свободным, как и прежде» (там же). Французская «Декларация прав человека и гражданина» (от 26 августа 1789 г.) четко различает гражданина, который представляет собой общественную часть индивида и принадлежит государству, и человека, чья частная жизнь и благосостояние должны быть полностью защищены от всякого публичного вмешательства. Отсюда — необходимость разделения властей: политической и судебной (ст. 16). Гегель — первый теоретик государства, рассматривавший его как наивысшее объективное воплощение социального сознания («Философия права», 1821): «Рядом со сферами личного права и личного блага, семьи и экономического общества государство является наивысшей формой социальной организации». Маркс выражает мнение, прямо противоположное Гегелю, когда определяет государство как организм контроля и подавления, используемый господствующим общественным классом: «Поскольку государство является формой, с помощью которой индивиды господствующего класса навязывают ценность их общих интересов и в которой отражается все гражданское общество данной эпохи, выходит, что все общественные институты обращаются к посредничеству государства и приобретают политическую форму» («Немецкая идеология», 1; 1846). Поскольку в современных демократических государствах вопрос об общественном договоре разрешен регулярной организацией свободных выборов на основе всеобщего избирательного права, проблематика государства завязывается вокруг четырех основных тем: 1. Равновесие между эффективностью и представительным характером: XIX в. видел, как сталкивались государства, на вид эффективные, но в малой степени представляющие свое население, и государства демократические, но вяло действующие. История французского конституционного права со времен I Республики и сама отмечена диалектикой сильной законодательной власти, дающей слабое правительство, и сильной исполнительной власти, сводящей к минимуму избранную законодательную власть (Республика, Реставрация, Республика, Империя, Республика, Поражение и т.д.). Задача современной конституции — в том, чтобы превзойти эту дихотомию, и возникновение президентских или полупрезидентских способов правления предлагает первые решения этой проблемы. 2. Отношение государства с экономикой рынка: никто не оспаривает функцию государства, когда речь идет о национальной обороне, внутренней безопасности, обеспечении независимого и эффективного правосудия, всеобщего образования, стабильной валюты. Но когда оно вмешивается в экономику, определяя процент кредита, регулируя заработную плату, давая общественный заказ, определяя социальные пособия, встает проблема определения границ такого вмешательства. Эффективность и принцип конкуренции требуют, чтобы государство как можно реже выступало в роли прямого инвестора: кроме того, кажется, что замена глав предприятий функционерами будет малоэффективной (это так называемая национализация) и управление общественным богатством не вызовет такой же уровень ответственности, как управление богатством личным. Следовательно, проблема в том, чтобы создать государство, сильное и справедливое в условиях экономики общего рынка. 3. Уважение частной жизни индивидов: необходимость ограничения процесса централизации информации, содержащей индивидуальные данные, требует сознательной рефлексии для введения строгого и этически правомочного метода управления этой информацией, если мы не хотим жить в мире «a la Huxley», где общественная карьера каждого предопределена с рождения его психобиологическими способностями. 4. Наконец, государства сталкиваются с проблемой идентичности: федерация, конфедерация, нация. Нации почувствовали потребность в самоорганизации в крупные континентальные объединения, чтобы рационализировать свое производство, совместно использовать свои возможности и обеспечить мир; отсюда проблемы — иногда довольно острые — частичной передачи суверенитета для образования общего государства. Обратная проблема возникает перед объединенными империями, которые вынуждены в своем развитии приходить к конфедерациям наций, потому что население требует возвращения себе свободы. Итак, следует помнить о разнородности государств для обеспечения свободы народов и общей организации по обеспечению их безопасности и экономического развития. Что касается наций, то здесь еще прибавляется спор о децентрализации, соотношении ролей государства и местных объединений (регионы, департаменты, общины); рефлексия направлена также на роль и место государства, деятельность которого будет одновременно и широко обусловленной, и децентрализованной. См. Правительство, Общество.

Просмотров: 1055
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • Безопасность государства
  • ВТОРИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • Глава государства
  • Государства Юго-Восточной Азии
  • Государство и война всех против всех
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (ГОСУДАРСТВА)
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • Отделение церкви от государства
  • ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Перегрузка государства
  • Правовая основа социального государства
  • СЕГМЕНТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Социологическая наука в условиях тоталитарного государства
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • Теория государства и права
  • Традиционные государства
  • Функции социального государства
  • ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
  • Юридическое (правовое) обеспечение социального государства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь