Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
ФИЛОСОФИЯ(от гр. philos — любящий и sophia — мудрость): поиск мудрости. Амбивалентность античного понятия «мудрости», предполагающего одновременно и знание истины, и моральную практику, должна была повлечь за собой две интерпретации понятия «философия». Первая, восходящая к ионийским «физикам» (VI в. до Р.Х.) и развиваемая Гегелем и англосаксонским рациональным позитивизмом, рассматривает философию главным образом как рациональное познание, поиск мыслимого. Вторая, опирающаяся на Сократа, Канта, современный экзистенциализм, считает философию моральным поиском, поиском нашего истинного предназначения и обучением добродетели. Однако если вспомнить, что могут существовать философы, не пишущие философских произведений (как Сократ), то тогда окажется, что и понятие философии не обязательно предполагает развертывание рационального знания, системы. Например, мы говорим, что Ален был философом потому, что он был эссеистом; философия Алена соответствует целостному комплексу его идей. Однако чаще мы говорим о философии Канта или Гегеля. Философия, следовательно, — это преимущественно рациональная наука, связное объяснение реальности. Какова природа этого объяснения, и о какой реальности идет речь? Заметим сразу, что метод этой науки — рефлексия, а ее объект — дух: «Признавая за наукой, — писал Бергсон, — способность углублять материю, она (философия) оставляет себе дух» («Материя и память»). В каком смысле мы можем говорить здесь о конкретном поиске? Что отличает, например, науку о природе и натурфилософию Шеллинга? То, что первая изучает структуру материи или, в более широком смысле, объекты или феномены, находящиеся в природе, тогда как вторая анализирует человеческое чувство природы, тот конкретный опыт, с помощью которого человек участвует в природе. То же самое можно сказать об исторической науке, направленной на факты истории, тогда как философия истории пытается анализировать смысл истории, в которой участвуют люди. Философия, следовательно, изначально представляет собой размышление о реальном опыте человеческого познания. Если ее конечная цель4— вывести из этого опыта смысл, то этот анализ может опираться либо на формы познания (научную, психологическую), либо на формы деятельности (художественное творчество, моральный поступок, человеческий труд), либо на рефлексию о человеческой истории. Но ее конечная цель — за всеми этими видами опыта обрести единство той самой функции, которую Гегель называет «духом», Касси-рер -— «человеческой сущностью», а современная феноменология — «смыслом вещей». В чем конкретно состоит философствование? Стоит отметить, что все великие философы (Платон, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) различными путями обязательно приходили к углублению человеческого духа. Но поскольку результаты этого процесса обязательно использует сам же человеческий дух, нуждаясь для этого в индивидуальной подготовке, серии личных испытаний и преодолении препятствий, то из этого можно заключить, что философия — это одновременно и знание, и мудрость, и познание, и испытание: это «понимающее» знание, требующее практического и активного участия того, кто его ищет. Одним словом, философствовать — значит размышлять, а размышление — это и история познания, и формирование знания, и этика (по определению Спинозы), и логика (Гегель). В заключение заметим, что следует различать, с одной стороны, философию в собственном смысле слова, или «первую философию», цель которой — непосредственное познание духа, и с другой стороны — приложение философского духа к научному познанию и к человеческой реальности (психологической и социологической), к истории, экономике, политике, медицине и т.д. (марксизм, прогностика, психотерапия, психоанализ и т.д.).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|