|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ(JUSTICE) Понятие справедливости, имеющее фундаментальное значение для этической теории и политической философии, связано с идеей беспристрастия и равенства, в особенности с предписанием равным образом относиться к равным. Начиная с Аристотеля (ок. 384-322 гг. до н.э.) принято различать (1) дистрибутивную (распределительную) справедливость, связанную с вопросами о том, «кто что должен получить», и (2) исправительную (corrective, commutative) справедливость, связанную с обращением с индивидами в процессе социальных трансакций (в особенности с наказанием индивида за преступление). Идея дистрибутивной справедливости как справедливости социальной занимает важное место в современной социальной философии и политике. Современная теория дистрибутивной справедливости была выдвинута американским философом Дж. Ролзом в его работе «Теория справедливости» (Rawls, 1971), где он отстаивает индивидуализм, приводя вместе с тем доводы в защиту равенства. Ролз предлагает следующее общее определение: «все социальные ценности — свобода и возможности, доход и состояние, основания чувства собственного достоинства — должны распределяться поровну, за исключением тех случаев, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется ко всеобщей выгоде» (1971, р.62). Приведем два примера. «Всеобщей выгоде» может служить законодательство, запрещающее владение огнестрельным оружием; в обществе существует неравномерное распределение огнестрельного оружия в пользу правоохранительных органов для обеспечения равной для всех безопасности жизни. Во-вторых, «всеобщей выгоде» может служить запрещение водить мотоцикл молодыми людьми, не достигшими определенного возраста. В обоих случаях возникает напряженность между личными свободами и социальной справедливостью. Альтернативный взгляд на справедливость, при котором приоритет отдается свободе, был предложен Р.Нозиком в работе «Анархия, государство и утопия» (Nozik, 1974). Нозик приводит аргументы в защиту частной собственности, прав индивида и самоопределения. По его мнению, государство может быть справедливым только при условии, что его сфера минимальна, то есть тогда, когда оно не препятствует пользованию личными свободами. Понятие справедливости является темой извечного философского спора. На практике принципы справедливости часто отличаются неопределенностью, затрудняющей их применение. В случае с дистрибутивной справедливостью, когда мы говорим о том, что следует «равным образом относиться к равным», часто трудно определить, в каком смысле люди равны. В случае исправительной справедливости всегда существуют проблемы, связанные с уголовной ответственностью, возмездием (retribution) и обоснованием справедливости наказания. Основную идею исправительной справедливости выражал древний принцип lex taIionis («око за око»), однако большинство современных правовых систем предпочитает поддерживать некоторое представление об исправлении и реабилитации. Несмотря на трудность определения справедливости и ее достижения, лишь немногие правительства когда-либо полностью отказывались от апелляции к справедливости, являющейся неотъемлемой чертой легитимности. См. также: Гражданство; Относительная депривация. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|