ИДЕОЛОГИЯ

(IDEOLOGY) Идеология — одно из самых дискутируемых понятий в социологии. Предварительно ее можно определить как относительно тесно или свободно связанную совокупность убеждений (beliefs), установок и взглядов. Существует три основных значения термина «идеология»: в первом случае под идеологией понимаются какие-либо специфические виды убеждений; во втором — идеи и убеждения, являющиеся в некотором смысле искаженными или ложными; в третьем случае термин «идеология» используется для обозначения любой совокупности убеждений в самых различных сферах — от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинны эти убеждения или ложны. В первом значении термин «идеология» используется главным образом в американской политической науке и определяется как целостная совокупность убеждений, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей. Примерами идеологии в этом смысле являются коммунизм, фашизм и некоторые разновидности национализма. Эти типы идеологии часто находятся в оппозиции господствующим институтам и служат объединению своих приверженцев в секты или партии. Изучение данного типа убеждений обычно принимает форму исследования идеологической личности (ideological personality) или социальных функций, которые выполняются идеологией, например, в процессе индустриализации общества. Второе понимание идеологии связано с марксистской традицией. В ее рамках этот термин используется поразному, тем не менее существуют фундаментальные марксистские положения, согласно которым, во-первых, характер идеологии в значительной степени определяется экономическим устройством общества, а во-вторых, в классовых обществах, таких, как капиталистическое, идеологии искажаются классовым интересом. Первое положение представлено в концепции базиса и надстройки и идее о том, что идеология определяется принадлежностью к социальному классу. Второе часто выражается с помощью таких понятий, как «идеология господствующего класса» и «ложное сознание». Полемика, возникающая в связи с такой трактовкой идеологии, разворачивается вокруг вопроса о том, какова степень экономической детерминированности идеологии, а также вокруг тезиса о неизбежной искаженности идеологий в условиях капиталистического общества. Утверждается, что некоторые виды идеологий, связанные, например, с искусством, относительно свободны от влияния экономики или классовой принадлежности. Вместе с тем отмечается, что на характер идеологии влияют и другие социальные группы,  отличные от класса. В отношении механизма искажения идей и убеждений также выдвигались различные суждения. Например, подчеркивалось (со ссылкой на идеи Маркса о товарном фетишизме), что классовый интерес  сужает и ограничивает мировосприятие. Однако подобные аргументы сталкиваются с проблемой возможности объективного знания. Если экономический базис или классовый интерес искажают знание в капиталистических обществах, то каким образом возможно стороннее мнение о том, что это искажение действительно существует? В третьем значении — идеология как любая совокупность убеждений, истинных или ложных, — это понятие используется в социологии знания. С этой точки зрения, все убеждения так или иначе социально детерминированы, хотя ни один из факторов — например, экономика — не выделяется как наиболее важный. Утверждается, например, что бюрократия порождает особый стиль мышления. Следовательно, можно говорить о степени социальной детерминации и о том, какие социальные группы вырабатывают идеологии. Некоторые авторы отмечали затруднение, возникающее при использовании принципа социальной детерминированности убеждений: данный принцип предполагает, как представляется, что эти убеждения ложны. Противоположная точка зрения заключается в том, что социальная детерминированность не означает ложности убеждений; утверждения о том, что то или иное положение ложно, и о том, что оно социально детерминировано, — это не одно и то же. Между тем, по мнению авторов, следующих традиции герменевтики, говорить о том, что социальные факторы порождают убеждения, некорректно. Для современных европейских дискуссий об идеологии, в рамках которых объединяются второе и третье значения данного понятия, характерны три момента. (1) Первый связан с существованием общего теоретического движения против экономического детерминизма и за признание возможности относительной независимости идеологии от класса или экономической структуры. (2) Многие современные исследователи выступают против концепции идеологии, согласно которой она состоит из «идей в человеческих головах». Первым шагом в этом направлении было предложение рассматривать идеологию не только как интеллектуальный продукт, но и как идеи обычных мужчин и женщин. Во-вторых, некоторые исследователи выступили с утверждением, что идеологии вообще не являются идеями, их следует рассматривать скорее как практики, изо дня в день используемые всеми людьми, причем совершенно нерефлексивным образом. Наконец, утверждается, что идеология представляет собой не что иное, как дискурс, целостную структурированную сферу использования языка, ограничивающую то, что может быть сказано или подумано. (3) На более абстрактном уровне роль субъекта, то есть индивидуального деятеля, в создании и функционировании идеологии составляет предмет обширной полемики, в особенности в тех областях, где социология пересекается с другими дисциплинами, такими, как лингвистика. См. также: Альтюссер; Гегемония; Господствующей идеологии тезис; Грамши; Детерминизм; Интерпелляция; Классовое сознание; Конца идеологии теория; Культура; Мировоззрение; Миф; Постструктурализм; Семиотика; Субъект/Субъективность; Фуко. Лит.: Larrain (1979); Barratt (1991)

Просмотров: 762
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.




Другие новости по теме:

  • ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИИ ТЕЗИС
  • Господствующей идеологии тезис 
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ
  • ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
  • ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ УБЕЖДЕНИЙ
  • Идеология
  • Идеология
  • Идеология
  • Идеология
  • Идеология
  • Идеология (IDEOLOGY)
  • КОНЦА ИДЕОЛОГИИ ТЕОРИЯ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ПОНИМАНИЕ ИНЫХ СИСТЕМ УБЕЖДЕНИЙ
  • СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ
  • Стойкость убеждений
  • ТЕЗИС О ГОСПОДСТВЕ ИДЕОЛОГИИ
  • ТЕЗИС О КОНЦЕ ИДЕОЛОГИИ
  • УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА
  • УБЕЖДЕНИЙ, ЗНАЧИМОСТИ МАТРИЦЫ
  • Шкала базисных убеждений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь