Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

[лат. ad — при, к perceptio — восприятие] — методика комплексной глубинной психодиагностики личности, относится к категории проективных методов. Материал ТАТ представляет собой набор таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Задача испытуемого заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации. ТАТ был разработан во второй половине 1930-х гг. в Гарвардской психологической клинике Г. Мюрреем и его сотр. Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области. Классическая схема интерпретации ТАТ, разработанная Мюрреем, в основном была направлена на анализ потребностей. Другими авторами были разработаны несколько десятков альтернативных схем интерпретации, получивших более или менее широкое распространение. Результаты ТАТ при умелом применении и интерпретации позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношения к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты. Можно также делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ нельзя. Наиболее плодотворно применение ТАТ при исследовании пограничных состояний. ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов). Главным достоинством ТАТ является глубина и разнообразие диагностической информации, которую позволяет получить этот метод, а основным недостатком — трудоемкость процедуры проведения обследования и обработки и анализа результатов. Другие недостатки, отмечавшиеся разными критиками, ставят, на первый взгляд, под сомнение вообще возможность использовать ТАТ как психодиагностический инструмент: он не опирается на целостную теорию; тестовый материал не строился в достаточной мере систематично; он не оценивался по общепринятым правилам; правомерность схем интерпретации является проблематичной; он плохо соответствует традиционным психометрическим критериям валидности и надежности, что, однако, связано со спецификой его конструкции и выявляемых с его помощью психологических характеристик. Высказываются обоснованные сомнения в применимости к ТАТ традиционных мер валидности и надежности. Более веские показатели валидности получены для вариантов ТАТ, специально построенных для диагностики отдельных мотивов, по сравнению с классическим клиническим ТАТ. Ряд данных говорит о чувствительности метода к ситуативной динамике мотивов (ситуационная валидность). В рассказах ТАТ непосредственно отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Возникающая на основе образа мира в конкретной ситуации система апперцептивных ожиданий влияет на содержание восприятий и представлений, порождая иллюзии и ошибки восприятия, а также определяя характер восприятия неоднозначных стимулов таким образом, чтобы актуально воспринимаемое или представляемое содержание соответствовало целостному образу мира, структурирующим его смысловым структурам и вытекающим из него интерпретациям, атрибуциям и прогнозам относительно данной ситуации, а также актуальным смысловым установкам. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сложившемуся у него устойчивому образу мира, можно "вычислить" жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать реальное поведение его в подобных обстоятельствах, которое внешне может не совпадать с поступками героев его рассказов. Этим и обусловлена диагностическая ценность ТАТ. Д.А. Леонтьев

Просмотров: 3056
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Cловарь. Под. ред. М.Ю. Кондратьева; Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под ред. А.В. Петровского




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • Анализ конкретной ситуации
  • ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕАДЕКВАТНОСТЬ
  • Интерпретации трансфера
  • МЕТОД СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • МИРА-И-ЛОПЕЦА МИОКИНЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
  • ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА СКЛОННОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ДЕЛАТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ ВЫВОДЫ
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К ДАННОМУ КЛИЕНТУ
  • ОШИБКА НЕТОЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА
  • ОШИБКИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА
  • Образ конфликтной ситуации
  • Образ конфликтной ситуации
  • ПОНИМАНИЕ ИНЫХ СИСТЕМ УБЕЖДЕНИЙ
  • Психодиагностическое общение: анализ нелегитимных слов и принцип их интерпретации
  • Радикальная теория интерпретации
  • СМЕШАННЫХ МОТИВОВ, ЗАДАЧА
  • СОБЫТИЕ В СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА
  • Смешанных мотивов задача
  • Субъективный образ мира у ребенка
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • ФРЕЙДИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Ж. ЛАКАНА
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь