Интеракция невербальная

[англ. interactive — взаимодействие и лат. verbalis — устный] — несловесное взаимодействие, неречевой контакт. В основе возникновения И. н. лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения партнеров. Центральной характеристикой, создающей эффект И. н. является взаимодействие между кинесико-такесической, просодической, ольфакторной структурами экспрессивного невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. В процессе И. н. формируются паттерны невербального взаимодействия — относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Элементы паттернов И. н. имеют различное происхождение, отличаются мерой динамичности — устойчивости; степенью дискретности — континуальности; произвольности — непроизвольности; осознанности — неосознанности невербального поведения; степенью целенаправленности — нецеленаправленности; интенциональности — непреднамеренности; определенности — неопределенности; абстрактности — конкретности; устойчивости — вариабельности; однозначности — многозначности; мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений и т.п.) указывает на их социо-культурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидно-личностные особенности. И. н. выполняют функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, демонстрации отношения к другому и к самому себе. В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются в первую очередь паттерны половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Они являются наиболее устойчивыми образованиями в структуре поведения человека и служат индикаторами поло-возрастных и статусно-ролевых отношений. На основе частотных, формально-динамических и качественно-психологических характеристик И. н. выделяют: деструктивное и конструктивное, монологическое и диалогическое, личностно-направленное и социально-ориентированное невербальное общение. С целью определения социально-психологического смысла паттерна И. н. следует рассматривать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, направление движения их тела, синхронность появления определенных поз, жестов, выражений лица, динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации группового взаимодействия, степень расслабленности-напряженности, открытости — закрытости поз, жестов, выражений лица, "уменьшение себя партнером"—"распространение себя партнером". Фундаментальным показателем взаимоотношений и группе являются "зеркально-согласованные" И. н. Социально-психологический смысл И. н. представлен в отношениях и взаимоотношениях общающихся, в первую очередь таких, как аффиляция, доминирование — подчинение; включенность—"отсутствие". В.А. Лабунская

Просмотров: 971
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Cловарь. Под. ред. М.Ю. Кондратьева; Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под ред. А.В. Петровского




Другие новости по теме:

  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДРУГОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • ИНСТИНКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • КОНФЛИКТ СТАТУСНО-РОЛЕВОЙ
  • ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
  • ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Матрица профессионального поведения человека
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • Механизмы взаимодействия, препятствующие личностному росту
  • Механизмы группового взаимодействия
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Национально-специфические схемы невербального поведения
  • Паттерны взаимодействия
  • РАЗНИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • РЕГИСТРАТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • Разыгрывание паттернов взаимодействия (ENACTMENT)
  • Служба взаимодействия
  • Социальные взаимодействия
  • Специфика невербального общения при аддикции
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ТЕОРИИ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • Язык общения: социально-политические факторы выбора языка
  • психосоматические взаимодействия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь