СПИНОЗА Бенедикт

(Барух) (24.11.1632, Амстердам - 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ-материалист, пантеист и атеист. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив по­сле смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завя­зал науч. и дружеские связи вне евр. общины Ам­стердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроен­ных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден - последователь Ванини, а также У. Акоста - представитель евр. воль­номыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. «великому отлучению» - херем (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынуж­денный зарабатывать средства к существованию шли­фовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Га­аги, где и создал свои филос. произведения.

В борьбе против олигархич. руководства евр. общи­ны С. стал решит. противником иудаизма. По своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. прав­ления и противником монархии.

Филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическоматериалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего влияние на гносеологич. и социологич. док­трину С. Опираясь на механико-математич. методоло­гию, С. стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр. пунктом своей онтологии тождество бога и при­роды, к-рую он понимал как единую, вечную и беско­нечную субстанцию, исключающую существование к.-л. другого начала, и тем самым - как причину са­мой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, С. понимал их как сово­купность модусов - единичных проявлений единой субстанции.

Качеств. характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеч. уму открываются только два из них - протяжение и мышление. В противополож­ность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоят. субстан­ции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей С. высту­пал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологии, что было вы­соко оценено Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистич. истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходит к т. зр. механистич. фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математич. систему и мо­жет быть до конца познан геометрич. способом. По за­мыслу С., бесконечный модус движения и покоя связы­вает мир единияных вещей, находящихся во взаимодей­ствии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжён­ности. Другим бесконеяным модусом является бесконеч­ный разум (intellectus infnitus), к-рый связывает мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако осн. свой­ство бесконечного разума - «познавать всегда всё ясно и отчётливо» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 108) - относилось у С. лишь к человеку.

Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело и душа взаимно неза­висимы вследствие онтологич. независимости двух атри­бутов субстанции. Это воззрение сочетается у С. с материалистич. тенденцией в объяснении мыслит. дея­тельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувств. познания. Последнее составляет первый род знания, наз. также мнением (opinio). Чувств. познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; яв­ляясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

Рационализм С. с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания (intellectio) как единств. источника достоверных истин - чувств. поз­нанию. Понимание выступает у С. как второй род поз­нания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus), но часто эти понятия сливаются в последнем слове.

Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеч. душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в си­лу основоположного тезиса рационалистич. панло­гизма, отождествляющего принципы мышления с прин­ципами бытия: «порядок и связь идей те же, что дорядок и связь вещей» (там же, с. 407).

Третий род познания составляет интуиция, являю­щаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пан­теизма о «внутреннем свете» (как источнике непосредств. общения с богом) и с учением Декарта об ак­сиомах «ясного и отчётливого ума» как фундаменте все­го знания. При этом интуиция истолковывается С. как интеллектуальная; она даёт познание вещей с т. зр. вечности - как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.

В антропологии С. отвергал идею свободы воли: во­ля совпадает у С. с разумом. Распространяя на человеч. поведение законы механистич. детерминизма, С. дока­зывал необходимый характер всех без исключения дей­ствий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектич. идею о совместимости необходимости и свободы, выра­жающуюся понятием свободной необходимости (libera necessitas). Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию становится у С. сильнейшим из человеч. стремлений. С. выдвинул по­ложение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intelleotualis) и идею вечности человеч. души, связан­ную с пантеистич. представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию.

Филос. систему С. завершает этика. В центре его концепции секуляризованной морали - понятие «сво­бодного человека», руководствующегося в своей дея­тельности только разумом. Принципы гедонизма и ути­литаризма соединяются у С. с положениями аскетич. созерцат. этики.

Подобно другим представителям теории естеств. пра­ва и обществ. договора, С. выводил закономерности об­щества из особенностей неизменной человеч. природы и считал возможным гармонич. сочетание частных эгоистич. интересов граждан с интересами всего общества.

Пантеистическая по своему облику философия С. за­ключала в себе глубоко атеистич. содержание. Преодо­ление С. концепции двойственной истины дало ему воз­можность заложить основы науч. критики Библии.

Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. прав­ления. Вместе с тем в духе идей «естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руковод­ствующегося только разумом, но необходима для боль­шинства людей, для «толпы», которая живёт лишь стра­стями.

Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё про­должение у Дидро и др. франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 - нач. 19 вв., в особенности на Лессинга, Гёте, Гердера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

Просмотров: 938
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА
  • ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  • Всеобщая Декларация прав человека
  • Всеобщая декларация прав человека
  • ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ДУША И ДУХ (ЧЕЛОВЕКА)
  • Декларация прав человека
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Идеи Спинозы: от субстанции к модусам и атрибутам
  • Логическая (смысловая) структура вещи. Понятие субстанции
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Основание единства субстанции
  • ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • Положение вещей
  • Права женщин в системе прав человека
  • Приоритет прав человека
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • СТАДИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Стадии жизни человека
  • Стадии онтогенеза человека
  • Стадии развития человека
  • Стадии эволюции человека
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в мире тьмы вещей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь