Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СПЕКУЛЯТИВНОЕ



СПЕКУЛЯТИВНОЕ

(позднелат. speculative, от лат. speculor - наблюдаю, созерцаю), тип теоретич. знания, к-рое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено на осмысление оснований

науки и культуры. С. знание представляет собой исто­рически определ. способ обоснования и построения философии. Идея о С. характере философии служила формой утверждения суверенности филос. знания и его несводимости ни к обыденному, ни к специальнонауч. знанию. Представление о философии как С. знании сло­жилось уже в античности (причём здесь С. отождествля­лось с теорией высшего ранга) и было воспринято в ср.-век. схоластич. философии, где С. отождествлялось с умозрением, интеллектуальной интуицией, созерцанием сверхчувств. и сверхэмпирич. сущностей. В философии нового времени С. знание трактовалось как духовная деятельность, связующая воедино в мыслит. систему всё содержание опыта. Эта трактовка С. проходит через всю философию 16-18 вв., начиная с Ф. Бэкона, к-рый ви­дел предмет философии  в глубоком и подлинном изу­чении трансценденций (см. Ф. Бэкон, Соч., М., 1977, с. 203), и кончая Кантом, для к-рого познание всеоб­щего в абстрактной форме - это С. познание, а фило­софия - С. познание разумом. Вместе с тем в этот же период началась и критика С. знания, получившая наи­более отчётливое выражение в критике Кантом спеку­лятивного применения чистого разума, самомнения С. разума, воспаряющего за пределы опыта. Новый ва­риант трактовки философии как С. знания был постро­ен Гегелем, к-рый усматривал в диалектике высшую форму теоретич. умозрения истины, постижения внутр. противоречий, причём логич. формой организации С. знания оказывается система понятий - гегелевское «по­нятие» в его конкретно-развитом богатстве мыслит. ха­рактеристик.

В послегегелевской философии развёртывается крити­ка С. знания в различных планах - связи С. философии и теологии (Фейербах), мнимой системности С. знания (Кьеркегор), разрыва С. философии и опытно-экспери­ментальной науки (Конт и др.). В бурж. философии С. знание либо радикально отвергается как полностью ли­шённое смысла (позитивизм), либо в противовес ему выдвигается идеал экзистенциальноличностного зна­ния (экзистенциализм/ персонализм).

Критика С. философии в марксизме основывается на выявлении истоков С. мышления: отрыв филос. знания от реальных обществ. отношений и развития науки, трактовка человека как абстрактного субъекта, гипертрофирование теоретич. отношения мысли к действитель­ности и др. Марксистский анализ выявляет осн. осо­бенности С. философии, в к-рой мышление предстаёт как отстранённое, незаинтересованное размышление о бы­тии, между мышлением и бытием создаётся дистанция, а познающий субъект истолковывается как некий наб­людатель, вырванный из социально-историч. контекста. Диалектич. материализм, отмечая рациональный момент в С. философии - её стремление к осознанию особенностей филос. мышления, раскрывает неразрывную связь философскотеоретич. мысли с обществ.-историч. практикой, утверждает важнейшее познават. значение логич. мыш­ления, науч. абстракции, отражающей всеобщие зако­номерности объективной реальности.

 

Просмотров: 398
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • »К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСК00 ФИЛОСОФИИ ПРАВА. ВВЕДЕНИЕ»
  • В преддверии философии Нового времени. Неосхоластика. Фр. Суарес
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Позитивизм и материализм в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Предмет религиозной философии
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Человеческое познание и аффекты в философии Спинозы
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь