СЛАВЯНОФИЛЫ

представители одного из направле­ний рус. обществ. и филос. мысли 40-50-х гг. 19 в., выступившие с обоснованием самобытного пути историч. развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению С., в отсутствии в её истории классовой борьбы, в рус. поземельной общине ц артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Те же особенности раз­вития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к к-рым были одной из причин наз­вания самого направления (С., т. е. славянолюбы), дан­ного им западниками.

Взгляды С. сложились в идейных спорах, обострив­шихся после напечатания «Философического письма» Чаадаева. Гл. роль в выработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреев­ский (написанные в 1839 и не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова «О старом и новом» и И. В. Ки­реевского «В ответ А. С. Хомякову»), К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Видными С. были П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф.В. Чижов, И.Д.Беляев, А. Ф. Гильфердинг, позд­нее-В. И. Ламанский, В.А.Черкасский. Близкими к С. по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. бы­ли писатели В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А. Н. Остров­ский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, H. M. Языков. Большую дань взглядам С. отдали историки, слави­сты и языковеды Ф. И. Буслаев, О. М. Бодянский, В. И. Григорович, И. И. Срезневский, М. А. Максимо­вич.

Средоточием С. в 40-х гг. была Москва, лит. салоны А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, ?. Ф. и К. К. Павловых. Здесь С. общались и вели спо­ры с западниками. Мн. произведения С. подвергались цензурным притеснениям, нек-рые из С. состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа С. долгое время не имели, гл. обр. из-за цензурных препон. Печатались преим. в журн. «Москвитянин»; издали неск. сб-ковстатей в 40-х - нач. 50-х гг. После нек-рого смягчения цензурного гнё­та С. в кон. 50-х гг. издавали журн. «Рус. беседа» (1856-60), «Сельское благоустройство» (1858-59) и газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859).

В 40-50-х гг. по важнейшему вопросу о пути ис­торич. развития России С. выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм зап.-европ. политич. жизни. В то же время они считали необхо­димым развитие торговли и пром-сти, акционерного и банковского дела, стрва жел. дорог и применения ма­шин в сел. х-ве. С. выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крест. общинам зем. наделов за выкуп. Самарин, Кошелев и Черкасский были среди активных деятелей подготовки и проведе­ния крест. реформы 1861. С. придавали большое зна­чение обществ. мнению, под к-рым имелось в виду мне­ние просвещённых либерально-бурж. слоев, отстаива­ли идею созыва Земского собора из выборных предста­вителей всех обществ. слоев, но возражали против кон­ституции и к.-л. формального ограничения самодержа­вия. С. добивались устранения цензурного гнёта, ус­тановления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения, отмены телесных наказа­ний и смертной казни.

Филос. воззрения С. разрабатывались гл. обр. Хо­мяковым, И. В. Киреевским, а позже Самариным и пред­ставляли собой своеобразное религ.-филос. учение. Генетически филос. концепция С. восходит к вост. пат­ристике, в то же время во многом связана с зап.-европ. иррационализмом и романтизмом 1-й пол. 19 в. Одно­сторонней аналитич. рассудочности, рационализму, как и сенсуализму, к-рые, по мнению С., привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «волящего разума» и «живознания» (Хомяков): С. утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логич. умо­заключения, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечиваю­щий истинное и полное познание, неотделим, по мне­нию С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника - вост. церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, осо­бую историч. миссию рус. народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно С., жизнь вост. церкви, усматривалось ими и в рус. общине. Рус. общинное крест. землевладение, считали С., вне­сёт в науку политэкономии «новое оригинальное экономич. воззрение» (И. С. Аксаков). Православие и об­щина в концепции С.- глубинные основы рус. души. В целом филос. концепция С. противостояла идеям материализма.

Историч. воззрениям С. была присуща в духе романтич. историографии идеализация старой, допетровской Руси, к-рую С. представляли себе гармонич. обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутр. потрясе­ний, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению С., со времён Петра I, произвольно нарушившего органич. развитие России, гос-во стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив зап.-европ. культуру, оторвались от нар. жизни. Идеализируя патриархальность и принци­пы традиционализма, С. понимали народ в духе нем. консервативного романтизма. В то же время С. призы­вали интеллигенцию к сближению с народом, к изуче­нию его жизни и быта, культуры и языка.

С. оказали влияние на многих видных деятелей нац. возрождения и нац.-освободит. движения слав. наро­дов, находившихся под гнётом Австр. империи и султан­ской Турции (чехи В. Ганка, Ф. Челаковский, одно вре­мя К. ГавличекБоровский; словаки Л. Штур, А. Сладкович; сербы П. Негош, М. Ненадович, М. Миличевич; болгары Р. Жинзифов, П. Каравелов, Л. Каравелов и др.). Заметно сказалось воздействие идей С. в идеоло­гии и деятельности Славянских ктов в России начиная с 1858, в организации широкой обществ. помощи юж. славянам в их борьбе за освобождение, особенно в 187578.

Эстетич. и лит.-критич. взгляды С. наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К. С. Аксакова, Са­марина. Критикуя суждения В. Г. Белинского и «на­туральную школу» в рус. художеств. лит-ре (статья Са­марина «О мнениях „Современника", исторических и ли­тературных», 1847), С. в то же время выступали против «чистого иск-ва» и обосновывали необходимость собств. пути развития для рус. лит-ры, иск-ва и науки (ста­тьи Хомякова «О возможности рус. художеств. школы», 1847; К. С. Аксакова «О рус. воззрении», 1856; Самари­на «Два слова о народности в науке», 1856; А. Н. Попо­ва «О совр. направлении искусств пластических», 1846). Художественное творчество, по их мнению, должно бы­ло отражать определённые стороны действительности, которые отвечали их теоретическим установкам - общинность, патриархальную упорядоченность на­родного быта, «смирение» и религиозность русского человека.

В годы революц. ситуации 1859-61 произошло зна­чит. сближение взглядов С. и западников на почве либерализма. В пореформенный период славянофиль­ство как особое направление обществ. мысли переста­ло существовать. Продолжали свою деятельность И. С. Аксаков, Самарин, Кошелев, Черкасский, зна­чительно расходившиеся во взглядах между со­бой. Под влиянием С. сложилось почвенничест­во. Нек-рые консервативные черты учения С. раз­вивались в 70-80-х гг. в духе национализма и пан­славизма т. н. поздними С.- Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым. Идеи С. своеобразно преломились в религ.-филос. концепциях кон. 19 - нач. 20 вв. (Вл. Со­ловьёв, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский, евразийцы и др.). С критикой идеологии С. выступали революц. демократы Белинский, Герцен, Огарёв, Чер­нышевский, Добролюбов.

Просмотров: 648
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • АКСАКОВ Иван Сергеевич
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886)
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860)
  • ВРЕМЯ КОАГУЛЯЦИИ (COAGULATION TIME), ВРЕМЯ СВЕРТЫВАНИЯ
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • Восточная философия: Поиски пути развития
  • Время астрономическое (часовое время)
  • Время, история, жизнь, бытие (становление концепции Хайдеггера)
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Жизнь после жизни
  • КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.
  • КУЛЬТУРА РОССИИ И ПРАВОСЛАВИЕ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Периодизация истории цивилизации в России
  • РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ, СВЯЗАННОЕ С РАБОТОЙ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия)
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия)
  • Самобытность русского пути?
  • ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
  • УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь