Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СЕМЬЯ



СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве ма­лая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. В браке и С. отношения, обусловленные разли­чием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологич. отношений. Как со­циальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит. самостоятельностью.

Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между к-рыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в к-рой брачные отношения имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, к-рая возникла в результате запрещения поло­вых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и эк­зогамную разновидности, наконец, о парной семье, к-рая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно пред­положить существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.

На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имев­ший матриархальную или патриархальную организа­цию.

В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением ро­дового строя и появлением частной собственности, при­бавочного продукта и классов. Первая историч. форма моногамной С.- патриархальная С., управляемая от­цом, стала возможной благодаря закрепощению жен­щины, происшедшему в результате уменьшения её экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужяины. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщины. Перед мужчи­ной же развитие рабства и др. форм зависимости и гос­подства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. вклюяала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. я. наложниц (лат. слово familia означает совокуп­ность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. форма­ции, но различные её модификации сохранились у мн. народов и при феодализме.

С переходом к феодализму «...моногамия, развившая­ся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем ког­далибо знала классическая древность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреп­лявшие С. На «экономическом каркасе» брака по­явился «трогательно-сентиментальный покров». Гос­подствующий класс, освобождённый от экономи­ческих забот, достиг такой стадии духовного и нравст­венного развития, при к-рой могли появиться «рыцар­ское отношение к женщине»  и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность  оставалась осно­вой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем - мужчиной и порабощён­ной женщиной» было дополнено не менее острым кон­фликтом между экономич. целями собственнич. моно­гамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Капиталистич. индустриализация разрушила - по край­ней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и произ-вом, а из всех эконо­мич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархич. и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к рабо­те на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в не­сравненно большей, чем при феодализме, степени обе­спечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняю­щуюся в бурж. гос-вах дискриминацию в оплате жен. труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в т. ч. право на развод. Среди классов и социаль­ных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономич. института всё боль­ше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего х-ва и воспи­тании детей. Развитие системы бытового обслужива­ния, досуга, детских учреждений позволило С. пол­ностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё боль­ше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возра­стала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля об­ществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших преж­нюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.

В капиталистич. обществе действуют две противо­речивые тенденции изменения С.: её обновление, «ре­конструкция» на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для паразитич. слоев. Экономич., политич. и моральные проти­воречия капитализма стимулируют отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных проблемах принимает форму её «самоизоля­ции». В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегули­рования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к не­устойчивости С., росту числа разводов.

В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установле­ний старого общества (собственнического права, влия­ния церкви, классовых, сословных и нац. предрассуд­ков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего х-ва. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к форми­рованию социалистич. типа С.

Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств произ-ва в социалистич. и коммунистич. обществе должно обя­зательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммуниетич. идеалом отношений между полами является «...гражданский брак с любовью...» (Ленин В. И., ПСС, т. 49, с. 56). Социалистич. С. отличается от соб­ственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство бра­ков в социалистич. обществе заключается не по эконо­мич. расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тен­денция к дроблению больших С. и раздельному житель­ству старшего и младшего поколений. Главными обществ. функциями С. при социализме становятся обес­печение потребностей мужчины и женщины в супру­жестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, повышается социальная активность  С. Вместе с тем определ. число С. и в условиях социализма не сво­бодно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. На прочность С., рождаемость и семейное воспитание негативное влияние оказали порождённые 2-й мировой войной дсмографич. диспропорция, разрушение жи­лищного фонда, экономич. трудности.

Возрастание в условиях зрелого социализма роли С. как фактора, упорядочивающего воспроизводство насе­ления и обеспечивающего первичную социализацию детей обусловило активизацию теоретич. и практич. ра­боты, направленной на укрепление брачно-семейных отношений. В 1968-70 были приняты Основы законо­дательства СССР и союзных республик и новые союзно-респ. кодексы о браке и семье. Конституция СССР устанавливает, что С. находится под защитой гос-ва. Забота о воспитании детей является одной из осн. кон­ституционных обязанностей сов. граждан. В стране создаётся служба С., включающая подготовку молодё­жи к семейной жизни, организацию помощи одиноким людям, желающим вступить в брак, систему консульта­ций по вопросам планирования материнства, психоло­гии супружеских отношений, ухода за детьми и их вос­питания.

Вопреки прогнозам нек-рых бурж. теоретиков, пред­сказывающих замену уже в недалёком будущем С. «свободным сожительством», марксизм-ленинизм ис­ходит из того, что в ходе строительства коммунизма С. будет развиваться и совершенствоваться.

Просмотров: 957
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  •  Подчинения отношения (между понятиями)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЖЕКСОНА МЕТОДИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Диагностика семейных отношений
  • Желаемое число детей в семье (WANTED FAMILY SIZE OR WANTED NUMBER OF CHILDREN)
  • Идеальное число детей в семье (IDEAL FAMILY SIZE OR IDEAL NUMBER OF CHILDREN)
  • Контакты между детьми
  • МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ, ВРЕМЯ (МРВ)
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
  • ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ В СЕМЬЕ
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • Общение в семье: детско-родительские отношения
  • Ожидаемое число детей в семье (EXPECTED FAMILY SIZE OR EXPECTED NUMBER OF CHILDREN)
  • ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
  • Подчинения отношение (между суждениями)
  • Противоположности отношения (между суждениями)
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Противоречия отношения (между суждениями)
  • РАЗЪЕДИНЕНИЕ МЕЖДУ СОБСТВЕННОСТЬЮ И УПРАВЛЕНИЕМ
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА)
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • СВЯЗИ МЕЖДУ АНАЛИЗАТОРАМИ
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • Структура семейных отношений и организация семьи (Сальвадор Минухин)
  • Трудности в обмене посланиями между общающимися
  • Экзистенциализм:Бытие между жизнью и смертью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь