|
ЩЛЕГЕЛЬ Фридрих(10.3.1772, Ганновер - 12.1.1829, Дрезден), нем. критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И Винкельмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и иск-во нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т. п. («Об изучении греч. поэзии» - «Uber das Studium der Griechischen Poesie», 1795-96). В кон. 90-х гг. сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков (журн. «Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798-1800). Утверждая теперь специфич. ценность современного, «романтич.» искца (в его отличие от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисл. статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопич. идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей мир, устремлённой к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творч. становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию [прообраз такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки к-рой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистич. философии («Разговор о поэзии» - «Gesprach uber die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе Шлейермахера раннеромантич. идеал культуры истолковывается Ш. как пантеистич. религия «бесконечного» («Письмо о философии» - «Brief uber die Philosophie», 1799; «Идеи» - «Ideen», 1799). Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума» - два полюса в картине мира у Ш, 1799-1800 («идеалреализм» как соединение Фихте и Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать в застывших понятиях, его можно только «открывать и созерцать» в символах - художеств. образах и филос. идеях«прапонятиях». История сознания - это история воображения («пойетич. разума»), созидающего символы. В кёльнских лекциях по философии (1804-06) -первом систематич. изложении идей Ш. - мир предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых - только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-я»; «не-я» - это лишь некое «прото-я», или «Ты», в «пра-я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватывающую критику фидос. систем, иди типов мировоззрений, каждое из к-рых (материализм, скептицизм, пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в «последоват. развитии» мировой философии. После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой лит-ры» (Bd l-2,1815, рус. пер., ч. 1-2, 1829-30), продолжающей традиции Гердера и занимающей значит. место в утверждении романтич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религ., филос. и политич. историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой франц. революции в 90-х гг. сменились в 1810-20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи», олицетворяемой австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820-23). В «Философии жизни» («Vorlesungen uber die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen uber die Philosophie der Geschichte», Bd 1-2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesungen, insbesondere uber Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христ. философии». Критикуя различные филос. системы, особенно нем. классич. идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч. сознания в единстве всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д. ). Ш.- один из основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости индийцев» - «Uber die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|