ПРАГМАТИЗМ

(от греч дело, действие), субъективно-идеалистич. филос. учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Осн. идеи П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. П. имел сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.

Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-амер. ун-тах абс. идеа­лизм Ф. Брэдли - Дж. Ройса, в отрыве от жизни, аб­страктности и созерцательности, П. выдвинул програм­му «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, к-рые встают пе­ред людьми в различных жизненных («проблематич.») ситуациях, в процессе их практич. деятельности, про­текающей в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма, П.отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», несводимым, однако, к чувств. восприяти­ям, а понимаемым как «всё, что пережинается n опыте» (Дьюи), т. е. как любое содержание сознания, как «но­ток сознания» (Джеме). Субъективно-идеалистич. эм­пиризм П. роднит его с махизмом; своей же иррационалистич. тенденцией П. сближается с учением Бергсона. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формиру­ются нашими познават. усилиями в ходе решения воз­никающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ц. Дарвина, П. рассматривает мышление лить как средство приспособления орга­низма к среде с целью успешного действия. Функция мысли - не в познании как отражении объективной реальности и основанной на нём ориентации деятель­ности, a в преодолении сомнения, являющегося поме­хой для действия (Пирс), в выборе средств, необходи­мых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематич. ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и тео­рии - лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно осн. доктрине П.- т. п. «прин­ципу Пирса», целиком сводится к возможным практич. последствиям. Соответственно «... истина определяется как полезность...» (D о w e у J., Reconstruction in phi­losophy, Boston, 1957, p. 157) или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее одиозной доктриной П.: ус­пех абсолютизируется и превращается не только в единств. критерий истинности идей, но и в само со­держание понятия истины.

Прагматистская теория истины непосредственно ис­пользовалась Джемсом для оправдания религ. веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлет­ворительно...» («Прагматизм», СПБ, 1910, с. 182). «Прагматизм - писал В. И. Ленин -высмеивает ме­тафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и ... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (ПСС, т. 18, с. 363, прим.). Применение П. в социально-политич. области неизменно служило апологетич. целям для оправдания политич. акций, спо­собствующих укреплению капиталистич. строя.

С кон. 1930-х гг. влияние П. в США стало ослабе­вать. С иммиграцией ряда европ. философов получили распространение др. филос. течения (неопозитивизм, феноменология и др.). Однако, утрачивая значение ве­дущего филос. направления, П. продолжал оказывать влияние на решение мн. методологич. и логич. проблем (У. Куайн, Н. Гудмен и др.), в значит. мере определяя и стиль политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики используется про­тивниками марксизма (С. Хук) и правыми ревизиони­стами для извращения марксистского понимания практи­ки и для борьбы против ленинской теории отражения. С кон. 60-х и в 70-х гг. интерес к П. возрождается и уси­ливается. При этом наиболее одиозные его черты замал­чиваются или отвергаются, а также делаются попытки сблизить П. с совр. логикой и методологией науки.

Просмотров: 353
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • «О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека»
  • «СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах»
  • ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  • Жизнь и идеи Кампанеллы
  • Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте
  • И.Ильин: Жизнь, сочинения и идеи
  • ИДЕИ (логическое содержание, источники, динамика)
  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи)
  • Корреспондентская теория (концепция) истины
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера
  • Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Рождение идеи бытия (Парменид)
  • СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи
  • СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах
  • Социально-практические идеи Бэкона
  • Социально-философские идеи Никколо Макиавелли
  • Субъективно ожидаемая полезность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь