|
ПЕРСОНАЛИЗМ(от лат. persona - личность), теистич. направление совр. бурж. философии, признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творч. активности верховной личности - бога. П. сформировался в кон. 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и др. странах. В России идеи П. развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский. Основоположниками амер. П. явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Дж. Хауисон, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журн. «Personalist», осн. в 1920. Франц. персоналисты (П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рикёр) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журн. «Esprit», осн. в 1932. Представителями нерелиг. П. были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и др. Принципу идеалистич. монизма и панлогизма П. противопоставляет идеалистич. плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, т. е. творения мира верховной личностью (богом). Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классич. философии, а человеч. личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологич. категорию, осн. проявление бытия, в к-ром волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по П., не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами П. и монадологией Лейбница. Задачу ориентации человека в мире П. возлагает на религ. философию, к-рая должна найти смысл существующего с т. зр. волеизъявления человека в соотнесённости с высшим началом, богом. Распространение П.- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России П. разрабатывался в русле филос.-лит. идеалистич. движения нач. 20 в., представители к-рого считали личность единств. субъектом истории и носителем культуры в противоположность нар. массам и выступили одними из первых теоретиков «массовой культуры» и «массового общества». Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории историч. прогресса. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть обществ. отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое «Я». П. различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём - биологич. или социальном атоме - ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым, Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, к-рая преодолевает и конечность жизни человека и социальные перегородки как бы изнутри человека, Т. о., в основе учения П. о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П. вопрос о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравст. оценку. Принцип самодеятельности волевого индивида в кон. 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение амер. персоналистов (Боун, Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абс. идеализма, против подчинения личности безличному космич. порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюзллинг развили положение о «мире личности», к-рый является до длинной ареной бытия во всей его полноте. Гл. представитель франц, католич, П.- 9. Мунье объявляет христ. учение о личности основой революц. переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое «общество личностей», подобное христ. общине. Поскольку личность, согласно П., находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, «сосредоточиться». Внутр. свойства личности, «призвание», «интимность» должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Гл. способом самоутверждения личности выступает внутр, самоусовершенствование. В понимании социальных проблем имеется определ. различие между амер. и франц, П. Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса совр, общества и человека, подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же П., акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал ср.-век, общины как антипода урбанистич. цивилизации. Для франц. П., окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистич. направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, к-рый приведёт его к гибели, призывал к социальному обновлению, к «персоналистской и общинной революции», отличаемой им от социалистич. революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и отсутствия конфликтов в обществе. Она мыслится как результат распространения персона листского учения среди людей. П. является попыткой конкретизировать христ. идеал личности в условиях совр. калиталистич. общества,при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные обществ. силы. История П. свидетельствует, что провозглашённая им программа социальных и духовных преобразований носит утоцич. характер. В наст. время Л. в значит. мере утратил своё влияние, его осн. проблематика разрабатываемся феноменологией, экзистенциализмом, филос. антропологией и герменевтикой.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|