ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА,

Перипатос, или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за вост. окраиной Афин), филос. школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова - «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от «стоа» - «портик»), приобретённая вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от альфа» и прогуливаюсь.

Хронологически различают: 1) перипатетиков 4-2 вв. до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 в. до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1-3 вв. н. э., частично совпадающих с понятием комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных с школьной традицией в Ликее и относящихся гл. обр. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греч. аристотелизме и аристотеликах. Схолархи П. ш. 1-го периода: Аристотель до н.э.; Теофраст Стратон из Лампсака; Ликон из Троады; Аристон из Кеоса; Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/155); Диодор из Тира - приблизительно до 110; Эримней - ок. 100 до н. э. К 1-му поколению перипатетиков - непосредств. учеников Аристотеля принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматич. аристотелики), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4-3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в.- Иероним из Родоса; ок. 200 - Гермипп из Смирны, 2 в.- Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных соч. перипатетиков 4-2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комм. в собр. Ф. Верли.

Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематич. разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация науч. работы между отд. членами П. ш.) с функциями высшей школы афинской молодёжи; лекции Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевроп. понятие лицея). Последним крупным систематиком н теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из П. ш. (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистич. Академии): большинство перипатетиков 3-2 вв. занимаются историч. биографиями, литературоведением и популярной этикой - феномен, к-рый объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону («География» 13,1,54), Теофраст завещал её вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (М. Азия), наследники Нелея свалили её в подвал, где она пролежала ок. 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своём распоряжении только опубликованные науч.-популярные («эксотерич.») диалоги. В 1 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом П. ш.).

Перипатетики 1 в. до н. э. впервые основательно изучены в капитальном труде: Р. Moraux, Der AristoteHsmus bei den Griechen von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias, Bd 1: Die Renaissance des Aristotelismus im I. Jh. v. Chr., B.-N. Y., 1973. Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к ним принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из

Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значит. мере - плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи П. ш. после Андроника: Кратипп (ок. 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисийский, Термин (ок. 160), Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр Афродисийский, Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эги (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в., учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ямвлиха), автор «О декаде» (ок. 280). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались гл. обр. текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э.- Александр Афродисийский. Начиная с 4 в. собственно перипатетич. традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.

Просмотров: 649
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ», или «Книга Аристотеля об истолковании чистого блага»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • АДРАСТ АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ
  • АЛЕКСАНДР из Дамаска
  • АРИСТОН ИЗ КЕОСА
  • АРИСТОН из Александрии
  • АРИСТОН с Кеоса
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Бэн Александр | BAIN, ALEXANDER (1818-1903)
  • ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • Иллюзия Аристотеля
  • Иллюзия Аристотеля
  • КОЖЕВ Александр (Александр Владимирович Кожевников; 1901-1968)
  • ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ (АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ, ФОРМАЛЬНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, ДВУЗНАЧНАЯ)
  • Лицей Аристотеля, или перипатетическая школа
  • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛИКЕЙ, ПЕРИПАТОС)
  • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛИКЕЙ, ПЕРИПАТОС)
  • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат (ос), или Ликей
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • РОДЖЕР БЭКОН (ROGER BACON) (около 1214-после 1294)
  • РОДЖЕР БЭКОН (около 1214 - после 1294)
  • СОТИОН из Александрии
  • ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (около 160 - после 220)
  • Толкователи Аристотеля
  • Усвоение аристотелизма в схоластике
  • Философские школы в IV-III вв. до н.э. Аристотель и перипатетики
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь