|
ПАРАЦЕЛЬС(псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц - 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение П. можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновскопифагорейской традиции и герметизма. В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - «звёздная душа», т. н. астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с к.-л. определ. пространством, способное воздействовать на любое др. астральное тело, т. е. магич. начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей Как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатонич. понятием пространства - посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по П., возможность магич. воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магич. созидание образа как реального тела нашей мысли, к-рая понимается П. именно как практическиволевое устремление души (в этом он предвосхищает нем. идеализм кон. 18- 19 вв.). Осн. элементы, составляющие у П. космич. тело - земля, вода, воздух и небо; кроме них, П. признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирич. вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности. Поскольку вся природа у П. населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, к-рый в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа; т. о., врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного. П. оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533-88), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гельмонта (старшего) (1579-1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614-99), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Нек-рые мотивы учения П. были развиты нем. романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|