Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 НЕОКОНФУЦИАНСТВО



НЕОКОНФУЦИАНСТВО

[л и с ю е - учение о законе, принципе (природы, неба), или синли сюе - учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе- учение о пути (в отличие от дао цзяо - даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при династии Сун (960-1279). В отличие от конфуцианства периода Хань (206 до н. э.- 220 н. э.), представители ?-рого занимались гл. обр. комментированием классич. текстов, сунские мыслители разрабатывали новые идеи и понятия, в первую очередь и-ли (должное и закон) и син-мин (природа и судьба); отсюда и назв. течения.

Предшественниками Н. были танские мыслители Хань Юй и Ли ао (772-841), защищавшие конфуцианство и направившие его на путь развития этики вместо спекулятивной метафизики. Основы Н. были залощены в 10-11 вв. «тремя учителями науки о естеств. законе» - Сунь Фу, Ху Юанем и Ши Цзе. Становление и развитие Н. связано с деятельностью Чжоу Дунъи, Чжан Цзая, бр. Чэн - Хао и И, Чжу Си, а также ???»альфа»о Юна и Лу Цзююаня, представляющих побочные линии развития Н. Благодаря им и их ученикам и приверженцам Н. стало доминирующим течением. В сунском Н. определились шесть гл. концепций, разрабатывавшихся разными философами, но общих для всей школы: великий предел (тайцзи; Чжоу Дунъи), принцип (лизакон), материальная сила (ци, бр. Чэн), природа человека  (Чжан Цзай), постижение природы вещей («исследование вещей», Чэн И), человеколюбие (жэнъ, Чжу Си). Вследствие близких личных отношений между северосунскими конфуцианцами (Чжоу, Чжан, бр. Чэн) не всегда можно точно установить авторство той или иной конкретной идеи. В Н. выделилось неск. школ: «Каотин» (Чжу Си и его ученики и последователи Цай Юаньдин, Хуан Гань и Чэнь Шунь), «Сяншань» (Лу Цзююань и его приверженцы Ян Цзянь и Вэй Ляовэн), особняком стоял lllao Юн. Однако важнейшей была школа Чэн-Чжу, т. е. бр. Чэн (особенно Чэн И) и Чжу Си; она доминировала в периоды династий Сун и Юань.

В период Юань (1280-1368), в условиях иноземного владычества, когда буддизм, а отчасти и даосизм пользовались покровительством монг. ханов - юаньских императоров, Н. сумело сохранить свои позиции, выдвинуть таких философов, как Сюй Хэн (1209-81), У Чэн, Чэнь Юань (1256-1330) и даже выступить арбитром в споре между буддизмом и даосизмом. Новый расцвет Н. произошёл при династии Мин (1368-1644). Восстановление кит. государственности содействовало развитию конфуцианской идеологии. Уже в 1403 по приказу императора были переизданы конфуцианские канонич. книги с комментариями бр. Чэн, Чжу Си и их последователей. В 15-16 вв. выдвинулись такие мыслители, как У Юйби н Се Сюань, затем Чэнь Сяньчжан, Чжань Жошуй, Ван Гэнь, Цзоу Шоуи, Ван Цзи, Лю Цзунчжоу (16-17 вв.) и самый знаменитый среди них Ван Янмин. Вместо составления очередных комментариев к классикам каждый из них старался разработать собств. подход к осн. проблемам учения;, были созданы центры филос. диспутов и обучения (самый известный - академия Душишь). Мыслители периода Цин (1644-1911) в значит. степени вернулись к филос. построениям периода Хань, комментаторской работе. Школа Чэн - Чжу пользовалась популярностью при династиях Мин и Цин вплоть до 1905, хотя в 15-16 вв. была отодвинута на задний план школой Лу - Ван, т. е. Лу Цзююаня - Ван Янмина. В 30-х гг. 20 в. идеи школы Чэн - Чжу явились исходной точкой филос. построений Фэн Юланя. Н. просуществовало вплоть до образования КНР в 1949.

Просмотров: 700
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ»
  • «ЧЖОУ И»
  • АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (р между 1193—1207, ум 1280)
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Д.Юм: учение о познании. Позиция в споре эмпиризма и рационализма
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Положение вещей
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦАЙ ЮАНЬ-ПЭЙ
  • Цзян Юань
  • ЧЖАН ЦЗАЙ
  • ЧЖАН ЦЗАЙ
  • ЧЖАН ЦЗАЙ (1020—78)
  • Чжан Тян-ши («небесный наставник Чжан»)
  • ЮЙ ЧЖОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь