КОНФУЦИЙ

Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров. Шаньдун) - 479 до н. э., там же], в лит-ре чаще всего именуется К у н - ц з ы - учитель Кун, др.-кит. философ, основатель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристократовчиновников и военных. 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К. преподавались четыре дисциплины: мораль, язык, политика и литpa, излагаемые на основе книг «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет К. начал свою политич. деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет путешествовал по другим кит. гос-вам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484 вернулся в Лу и, помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением «Шуцзина», «Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая погодичной хроники «Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цзы; см. также Тринадцатикнижие). Гл. источником сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») - записи высказываний и бесед К., сделанные его учениками и их последователями. К. похоронен на кладбище, специально отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом был превращён в храм К., ставший местом паломничества.

Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?»), хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры - к-рый прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др. добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, К. придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т. е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека  в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о чётком иерархич. разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин - выпрямления (исправления) имён, т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно выраженный классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не свободного от элементов религ. культа.

Просмотров: 406
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ЛУНЬ ЮЙ» («Суждения и беседы», «Аналекты», «Изречения»)
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Древнейшие верования Китая
  • Единство преподавания и учения
  • ЖЭНЬ
  • ЖЭНЬ
  • Жизнь человека
  • Жизнь человека
  • Жэнь
  • ЗАБОЛЕВАНИЕ ПЛЕВРЫ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ВСЛЕДСТВИЕ ПОПАДАНИЯ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА АСБЕСТОВОЙ ПЫЛИ
  • ЗЕНОН из Китая
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской
  • Культура Древнего Китая
  • МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Материалистическое понимание (концепция) истории
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА
  • Подлинная жизнь человека
  • Поздняя народная мифология Китая
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Религии Китая
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Суй-жэнь
  • ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
  • ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
  • Типы философствования в философской традиции Индии, Китая и Ислама
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама
  • ЧЕТЫРЕ БЛОКА ЛЮБОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь