|
ГОББС Томас(5. 4. 1588, Малмсбери - 4.12. 1679, Хардуик), англ. философ-материалист. Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил гувернёром в аристократич. семью У. Кавендиша (впоследствии герцог Девонширский), с к-рой был связан до конца жизни. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием англ. бурж. революции 17 в. Накануне революции и в период Долгого парламента Г. был сторонником монархии. С 1640 Г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 после упрочения диктатуры Кромвеля, политику к-рого Г. пытался идеологически обосновать. В годы Реставрации в целях реабилитация Г. написал памфлет на Долгий парламент, к-рый, однако, не был допущен к печати. На формирование филос. системы Г. значит. воздействие оказали беседы с Ф. Бэконом, а также соч. Га лилея, Гассенди и Декарта и общение с ними. Осн. соч. Г.: «Элементы законов, естественных и политических» («The elements oi law natural and politic», 1640); филос. трилогия «Основы философии»: «О теле» («ue corpore», 1655), «О человеке» («De homine», 1658), «О гражданине» («De cive» 1642); «Левиафан» (1651, рус. пер. 1936). Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал её практич. пользу, содействие «увеличению количества жизненных благ». Однако, в отличие от Бэкона, на первый план Г. выдвигал науч. понимание общества как средства познания причин гражд. войн и их преодоления. Г. создал первую в истории философии законченную систему механистич. материализма. В философии Г. материализм принял форму, соответствующую характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г.- идеальные образцы науч. мышления. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Последнее понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы движения. Отрицая объективную реальность качеств. многообразия природы, Г. рассматривал чувств. качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство - как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время - как субъективный образ движения. Метод познания у Г. представляет собой искусств, соединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувствит. восприятия к понятиям совершается у Г. на основе номиналистич. концепции, согласно к-рой общие понятия - лишь «имена имён». Г. различал два метода познания: логич. дедукцию механики и индукцию эмпирич. физики. Социальное учение Г. оказало . значит. влияние на развитие европ. обществ. мысли. Г. определял гос-во как «искусств, тело», рассматривал его как человеч., а не божеств. установление. По мысли Г., гос-во возникло на основе обществ. договора из естеств. догос. существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Гос-во было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате обществ. договора на государя (или гос. органы) были перенесены права отд. граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Г. - высший закон гос-ва. Забота о мире - основа «естеств. права», созданного обществ. договором. Г. всячески превозносил роль гос-ва, признаваемого абс. сувереном. Возвеличение им мощного гос-ва было одной из первых теорий бурж. диктатуры, осн. задачу к-рой Г. усматривал в прекращении гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Связующим звеном между физич. и социально-политич. учением Г. служит этика. Она исходит из неизменной чувств. «природы человека». В основе нравственности, по Г., лежит естеств. закон - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. «Благо» есть предмет влечения и желания, «зло» - предмет отвращения и ненависти. Осн. этич. понятия определяются Г. как относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Гражд. обязанности, вытекающие из обществ. договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом, различаясь характером санкций. Поскольку гражд. мир рассматривается Г. как величайшее благо, естеств. законы нравственности совпадают с гражд. добродетелями. Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии, Г. «...уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 144). Однако, понимая ложность религ. веры, он признавал её полезность как средства воздействия на нар. массы. В The English works, v. 1-11, L., 1839-45; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1-2, М., 1964.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|