|
ДЕМИУРГтермин др.-греч. философии для обозначения «творца» («мастера»), введённый в филос. лексикон Платоном в «Тимее» (ср. также «Государство» VII 530 а 7). Д. - «творец и отец этой Вселенной» (Тимей 28 с), создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеч. души, творит космос из совечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластич. массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообразпарадигму - эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистич. религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от Д. не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению умаД. (см. Hус) устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистич. «необходимости» (ананке). Д. «Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного (формы и материи) - прообразом «действующей причины» Аристотеля в платоновском «Филебе». Характерное замечание Платона о «правдоподобном мифе» (Тимей 29d) дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорич. язык, применяемый в «дидактич. целях» для выражения вневременных онтологич. структур (Ксенократ, фр. 54 Heinze). Аристотель подчёркнуто игнорировал Д. «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин « Д.» только в прямом значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение - ранний диалог «О философии» (фр. 8, 12 и 13). Трансцендентное понимание высшего божеств. принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций Д. (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного богапосредника, эманирующего из первопринципа (см. Эманация). Филон Александрийский отождествляет Д. с логосом (De eher. 35, 136-137, De spec. leg. 1, 81), Нумений - с умом (нусом), называя его «вторым богом» (Prod., In Tim., II 93; Euseb. Praep. ??. XIV 5; ср. также Corpns Hermeticum 1,9: «Ум породил другой ум - демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абс. злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского Д, источником мирового зла: у Валентина Д. помещается не только ниже плеромы эонов (см. Эон), но и ниже низшей СофииАхамот, в «мсихич.» сфере, и творит мир, не зная эйдосов (Iren., Adv. haer. 1, 5, 3). Идея «злого Д.» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6; ср. II 3, 8).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|