ЗАКОНЫ ЭСТЕТИКИ

—существен ные связи эстетической деятельности, творческого процесса, рождающего произв. иск-ва, а также 3, собственно худож. деятельности, социального бытия, функционирования, восприятия -и развития иск-ва, развертывания мирового худож. процесса. Наиболее общими 3, э. являются метазаконы эстетической деятельности (Деятельность эстетическая). Они характеризуют сущность процесса эстетического освоения мира и сводятся к следующему: I) К эстетическом как обобщающей категории эстетики  отражен процесс деятельности общественного человека, включающего явления мира в сферу своей практики и ставящего их в определенные ценностные отношения к человечеству. 2) Эстетическая деятельность: а) осуществляется в соответствии с внутренней мерой осваиваемого предмета и эстетическими идеалами человека, б) нацелена на создание непреходящих общечеловеческих ценностей; в) имеет антиотчуждающий социальный эффект, поскольку результат творчества есть сфера свободы творца и потребителя эстетического продукта. Высшая форма эстетического освоения действительности — искусство, где действуют помимо метазаконов и специфические 3- э. К ним относятся 3. худож. творчества, социального бытия иск-ва, его восприятия и худож. процесса. 3. худож.. творчества раскрывают существенные и необходимые связи творческой «генетики», «антропологии» и гносеологии иск-ва. А именно: творчество осуществляется худож. одаренной личностью или коллективом на основе определенного худож. метода; протекает в форме образного мышления, в процессе к-рого создается неповторимо оригинальный худож. мир, отражающий реальность и воплощающий личность автора. 3. социального бытия иск-ва раскрывают его существенные и необходимые морфологические, семиотические, коммуникативные связи. Формой бытия иск-ва является худож. произв., имеющее видовую, родовую, жанровую определенность и стилистическую характерность. Произв. иск-ва: а) предстает в качестве некоего материального предмета — знака, к-рый в поле культуры и худож. традиции, в сфере общественного мнения выявляет свои коммуникативные свойства, передавая людям определенную худож. концепцию (Концепция художественная), обладающую эстетической ценностью; б) представляет собой замкнуто-разомкнутую систему: оно замкнуто для последующего вмешательства в текст, но открыто для изменения в процессе интерпретаций; оставаясь неизменным, оно меняется в зависимости от характера восприятия его читателями, зрителями, слушателями. Иск-во гуманистически ориентировано: посредством эстетического переживания, наслаждения, вызываемого общением с прекрасным, оно утверждает достоинство личности,  помогает ей осознать свою значимость, а через познавательную, прогностическую и воспитательную функции способствует социализации человека, прививает ему общественно значимые качества. Искажение гуманистической ориентации иск-ва извращает и разрушает его природу. 3. худож. восприятия раскрывают его существенные и необходимые связи. Процесс худож. восприятия; а) творчески активен: реципиент выступает как «соавтор», сотворец, исполнитель произв. для себя  и вступает в «диалог» с произв., к-рое благодаря этому и в зависимости от характера этого диалога наполняется новыми оттенками смысла; б) включает интерпретацию и оценку произв. в свете лично преломленного опыта культуры; в) доставляет эстетическое наслаждение, стимулирующее творческую активность восприятия; г) интенсивность эстетического наслаждения зависит от худож. упорядоченности и структурной сложности худож. произв. 3. худож. процесса раскрывают существенные и необходимые связи диалектики иск-ва и исторического развития худож. культуры человечества. Худож. процесс осуществляется через становление и борьбу худож. направлений (Направление, течение в искусстве); через типологически различные внутри и межнациональные худож. взаимодействия, протекающие на уровне отдельных авторов, худож. течений, школ и целых худож. эпох и культур. Развитие иск-ва по пути прогресса не только не исключает, но и предполагает сохранение непреходящего значения ранее созданных худож. ценностей, к-рые остаются вечными спутниками, современниками людей во все эпохи.

Просмотров: 3025
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Алгоритм развития аудиовизуального восприятия
  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • Взаимодействия теория восприятия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ТЕОРИЯ (ВОСПРИЯТИЯ)
  • Восприятия развитие
  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Искажение восприятия
  • ИСКАЖЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТА
  • Коллективный иск
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Основные свойства восприятия
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип единства явления и его сущности
  • РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь