ПРЕКРАСНОЕ

категория эстетики, характеризующая явления с т. зр. совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать П., когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы об-ва и человека, способствующие гармоническому развитию личности, возникновению и наиболее полному проявлению человеческих сил и способностей. Поэтому восприятие П. вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. В истории эстетики П. и его восприятие исследовалось в аспекте взаимоотношения духовного и материального, объективного и субъективного, природного и общественного, содержания и формы. Специфика П. определялась через его отношение к др. рода ценностям: утилитарным (польза), познавательным (истина) и нравственным (добро). То или иное решение проблемы П. было обусловлено философской методологией, прежде всего тем или иным решением осн. вопроса философии. Объективно-идеалистическая эстетика действие П. на человека объясняет тем, что в нем проявляются сверхъестественные, объективно-идеальные силы. По Платону, П.— вечная, безотносительная, божественная идея. Фома Ливанский усматривал источник П. в боге. Для Гегеля П.— «чувственная видимость идей». Субъективный идеализм отрицает объективность П.. выводя его из духовных способностей субъекта. Античный скептицизм отвергал существование П. в действительности. По мнению Юма. «прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту». Такая модель понимания П. нашла выражение в теории вчувствования (В чувствования теории), согласно к-рой П. образуется проецированием на предмет человеческого чувства (Липпс, Ли Верной и др.), а также во взглядах Сантаяны, Дьюи и др. представителей совр. буржуазной эстетики. В последней встречается и объективно-идеалистическая интерпретация П. (неотомизм, Гартман, Сурьо и др.). Материалистическая эстетика искала источник восприятия и переживания П. в материальной действительности. При этом обнаруживаются две тенденции в понимании П. Специфика одной из них в том, что П. рассматривается как качество самих тел (Берк), как проявление природных закономерностей (Хогарт). Др. тенденция прослеживается в стремлении сочетать признание объективности П. с его человеческим значением. По Чернышевскому, напр., «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям...». Марксистская эстетика выявила закономерную связь между П. и трудовой деятельностью человека, на основе к-рой возникло эстетическое мироотношение как таковое. К. Маркс отмечал, что «человек строит также и по законам красоты», поскольку он в практическом созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой сущности и в отличие от животного производит универсально, будучи свободен от непосредственной физической потребности, свободно противостоит своему продукту и умеет прилагать к предмету соответствующую меру (т. 42, с. 93—94). Прямая или опосредствованная причастность явления к творчеству «по законам красоты» и придает ему такую ценностную характеристику, как П. Иными словами, при восприятии П. человек получает информацию не тсшько о естественных качествах явлений, но и о степени утверждения в мире общественного человека, о достигнутой им свободе в природной и социальной действительности, об уровне развития его творческих потенций. П. объективно, поскольку оно есть общественно-человеческая ценность, образующаяся во взаимодействии природы и об-ва, во взаимоотношении людей в объективном процессе общественно-исторической практики. Оценка же П., проявляющаяся в эстетическом переживании, вкусе и идеале (Оценка эстетическая), обладает субъективным характером и может быть истинной или ложной в зависимости от того, соответствует или не соответствует она П. как объективной ценности. В противоположность тем концепциям, к-рые метафизически противопоставляют красоту и пользу, трактуют эстетическую оценку как несовместимую с практическими интересами и познанием действительности, марксистская эстетика видит диалектическую связь П. и полезного, красоты и истины. Свойством П. обладает сам труд, будучи свободной, творческой и общественно значимой деятельностью, доставляющей наслаждение «игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К., Энгельс Ф„ т. 23, с. 189), а также его результаты, воплощающие в себе высокое мастерство и культуру и выступающие как выражение целесообразности и совершенства. Красота присуща и процессу познавательной деятельности, и его выражению в истине. Достоинство П. присуще конкретно-чувственному воплощению высоконравственных начал, помогающих «человеческому обществу подняться выше...» (Ленин В. И., т. 41, с. 313). Специфическое значение П. не заключается в его утилитарной полезности (не все полезное прекрасно, как и не все П. имеет утилитарную пользу). Осн. значение П. для человека и об-ва — духовно-практическое. Поэтому подлинно эстетическое восприятие П. бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму и эгоистическому своекорыстию. Однако бескорыстность в отношении к П. не означает незаинтересованности. Переживание П. потому и бескорыстно, что в нем сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению П. То, что является П. в действительности, может отображаться в иск-ве. Но и само иск-во прекрасно, т. е. художественно ценно, тогда и постольку, когда и поскольку в нем правдиво отражается жизнь во всех своих эстетических проявлениях сквозь призму гуманистических идеалов, выражено духовное богатство человеческой личности, воплощенное в мастерски-совершенной форме (Художественность).

Просмотров: 1026
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Византийская эстетика (как парадигма)
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Древнерусская эстетика (как парадигма)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Православная эстетика (как парадигма)
  • Прекрасное есть жизнь
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • Средневековая эстетика (как парадигма)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь